Ладовое разрешение диатонических интервалов
В условиях опред. ладотон-сти все интервалы подраздел. на устойчивые и неустойчивые.
Устойчивыми явл. консонир. интервалы, кот. образ. только из уст.ступеней лада. Неустойчивые интервалы – те, в кот. один или оба звука явл. неустойчивыми.
Ладовым разрешениемназ. перевод неуст. интервалов в устойчивые. Оно производится на основе сущ. в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений (интервалы, включ. в себя звуки D или S).
Условия разрешения. При разрешении одноврем. движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения ║ 5 и 8 (или 1), кот. плохо звучит:
Желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявл. ладовое наклонение. .Полутонов. разрешение предпочтительнее тонового.
Некоторые интервалы, как, напр., секунды на V и VII ст. лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается. Здесь требуется двойное разрешение, т.е. сочет-е сперва акустического, а затем — ладов. разрешения интервалов:
Разрешение некоторых септим в Т также произв. чаще всего опосредованным путем — через промежут. интервалы, соответств. ладовым функциям D или S:
Кварто-квинтовые тяготения осн., на функц. связях: это — тяготение осн. звуков и S (реже) непосредственно к Т.
V ступень лада (D), явл. устойч. звуком, будучи взятой вместе с какой-либо неуст. ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, поэтому иногда она может разрешаться скачком (на 4↑ или 5↓) непосредственно в Т — наиболее устойчивый звук лада:
Д/ЗЛ-д с. 98 №10 (б), с. 101 №17 (б, 276), с. 105 №12 (а),
ф-но: от d построить м3, ув4 и разрешить во все тон-сти (нат., гарм. лады)
АККОРДЫ В ЛАДУ
Функция аккорда – это роль аккорда в ладотональной системе. М53 и Б53 явл. консонирующими аккордами, все остальные – диссонирующими. Самый уст. аккорд – Т53.
В условиях 7-ступ. диатоники есть 7 трезвучий, 7 септаккордов, 7 нонаккордов, различн. по св. местоположению, ладовой функции и интервальной структуре.
В ладу 3 главных трезвучия – Т, S, D, остальные 4 — побочные.
Глав. трезвучия в нат. видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в маж. все они - мажорные, а в миноре — минорные), а поб. – противоположного ладового наклонения, а в гарм. мажоре и миноре + Ум53 и Ув53.
Поб. трезвучия II, III, VI и VII ступ. самост. функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из функц. групп (S или D). VI53 и III53 наз. медиантами (в пер. - серединный), они принадлеж. двум функц. группам.
Каждое Б53 будет T, S, D в dur и D, III, VI, VII в moll Каждое М53 будет t, s, d в moll и s II III VI в dur |
Каждое Ум53 будет II и VII в moll и в dur (гарм. и нат.)
Каждое Ув53 будет VI в dur и III в moll (только в гарм.)
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 728;