А. Хачатурян. Детский альбом, № 9 «Подражание народному»
Мелодич. мажор:
Гаммойназ. поступенное восх. или нисх. мелодич. движение в пределах 8от Т до Т.
Названия ступеней: I ступень — Т, II ступень — нисх. ввод. тон, III ступень — медианта (в пер. – средняя), IV ступень — S, V ступень — D, т. к. явл. наиболее высоким из всех уст. звуков VI ступень — субмедианта ,VII ступень — восх. вводный тон.
Минор (в пер. с ит. - меньший) наз. 7-ступ. лад, устойч. звуки кот. образ. М53. moll (от лат. molle - «мягкий»). Минорный лад имеет 3 осн. вида: натуральный, гармонический и мелодический. Григ Вальс a-moll:
Тональность - высотный уровень расположения лада, определяемый звуком Т.Т-сти мажора и минора, имеющие общую для обоих ладов Т, наз. одноименными.
Т-сти мажора и минора, имеющие общий звуковой состав и одни и те же ключевые знаки, наз. параллельными.
Энгармонически равными явл. т-сти, одинакового ладового наклонения и располож. на одной и той же высоте, звуки кот.называются по-разному (сумма противоположных ключ. знаков у энгарм. равных тональностей = 12)
Кварто-квинтовым кругом наз. общая система построения маж. и мин. т-стей.
Эта система выражена в виде замкнутого (или незамкнутого — наподобие спирали) круга, в кот. справа располаг. по восходящему квинтовому ряду диезные, а с слева — по нисх. квинтовому ряду — бемольные тональности.
Д/З: - Алекс., с. 42-71. Ф-но: Хв. с.134 (1,4), с.163 (47-53), с.238 (53-61); Л-д с.80 №14 (4, - диат., хром., трансп. по 2↓) от е,а – все лады ↑↓. Письм. – соч. период в фактуре в любом старинном ладу.
Примеры на лады: ПентатоникаМусоргский «Прогулка» («Карт. с выст.»)
Дорийский (Григ Сосна), фригийский (Песня Варлаама)
Миксолидийский Рус. нар. песня «Ай, во поле липенька» №147
Дваждыгарм.- М.Мусоргский «Карт. с выст» Два еврея (№166)
Лидийский– Шопен Мазурка ор.24№2 (№148),
Целотоновый лад: Глинка, «Руслан и Люд.» увертюра («гамма Черномора»)
ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 751;