Метроритмические признаки жанров


Жанр Особ-сти метра Характерн. ритм. рисунок Темп Примеры из музыки
Полонез 3-хдольный умеренный Шопен, Полонез Ля мажор
Мазурка 3-хдольный, с ослаблением сильной доли острый, пунктирный, часто с акцентом на 2 доле и синкопой: быстрый Глинка, Мазурка из "Ив.Сусанина»
Вальс 3-хдольный, с выделением сильной доли отделенный бас, ровные длит-сти в сопровождении умеренный Чайковский, Вальс из "Евгения Онегина"
Менуэт 3-хдольный, весомость каждой доли изящный мелод. рисунок, отраж. пластику танца: поклоны, плавные приседания умеренный Гайдн, Менуэт из симфонии №104
Полька 2-хдольный, 2/4 отделенный бас в сопровождении быстрый Рахманинов Полька
Марш 2-хдольный, 4/4 пунктирный ритм умеренный или медл. Верди Марш из "Аиды"
Ноктюрн 2-хдольный В сопровождении ровные длит-сти, движение по звукам аккордов умеренный или медл. Ноктюрны Шопена
  Сицилиана 6/8 или 12/8. спок., плавное движение с пунктиным ритмом умеренный Моцарт Сон. №11, 1ч., тема
Баркарола (от ит. - лодка) 6/8 мягкое, "колеблющееся" движение мелодии, ассоц. с покачиванием лодки умеренный Ф.Мендельсон Песня венецианского гондольера
Тарантелла (ит.) 3/8, 6/8, 12/8 непрерывное движение восьмыми быстрый Д.Россини Тарантелла

Метрические акценты могут появляться равномерно, периодично – это строгая метрика (танцы, марши); через неравные промежутки времени – свободная метрика, проявл. в смешанных и переменных размерах (рус. протяжн. песни)

Размер –количественное выражение метра, указывающее на количество долей и на продолжительность каждой доли (исключение - знак С- размер 4/4, и - alla breve, от ит. – сокращенно, соотв. размеру 2/2).

Размеры подразделяются на простые и сложные. В простых размерах (2-дольн. или 3-дольн.) содерж. одна сильная доля: 2/2, 2/4, 2/8, 2/16, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.

Сложными наз. р-ры, возникшие от слияния неск. простых. В сложных однородных размерах число метрич. акцентов соответств. числу простых тактов в нем: 4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8, 12/8=3/8+3/8+3/8+3/8 и т.д.

Сложные смешанные размеры возникли от слияния простых неравных тактов: 5/4=2/4+3/4 (М.Глинка Хор «Разгулялися»); 7/8 3/8+2/8+2/8. В сложных размерах оказ. 2 или 3 сильные доли, совпад. с первыми долями сост. их простых размерах. Первая из них явл. сильной долей, последующие — относительно сильными долями.

Как гласит известная байка, обнаружив в "Садко" хор "Уж ты Сад-Садко, пригожий молодец" в диковинном размере 11/4, дирижер N подтекстовал его фразой "Римский-Корсаков совсем с ума сошел". Другой 11-дольн. хор имеется в финале "Снегурочки" ("Свет и сила, бог Ярило").

7-дольных мелодий у Р-К еще больше, а 5-дольные со времен Глинки для рус. музыки вполне привычны

Переменнымназ. размер с изменяющимся количеством счетных долей.

Если чередование (смена) опред. размеров в пр-нии производится равномерно, то такой переменный размер наз. периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выст. обозначения обоих (или неск.) р-ров. Если же смена размеров будет происх. без опред. системы, то данный размер наз. непериодическим. Тогда всякий раз выст. обозначение вновь наступившего размера

Переменные р-ры хар. для рус. протяжных нар. песен; нередко они встречаются в композ. тв-ве (напр.; в пр-ях Р-К, Скрябина, Стравинского и др.).

Тактом наз. расстояние от одной сильной доли до другой. Затакт – неполный такт, нач. со слабой доли. Затакт, сост. более половины такта наз. генеральным затактом. Д.Шостакович. Лирический вальс.

Виды ритмич. движения. Самым простым явл. равномерный ритм (сочетание одинаковых длит-стей). Он чаще всего связ. с лирикой, с состоянием покоя.

Пунктирный ритм (пункт – в пер. – точка) - четкий и действенный.

Синкопа (от греч. сокращение)- смещение акцента с сильной доли на слабую. Ее выразит. смысл – созд-е противоречия между ритм. и метр. акцентами.Различают два вида синкоп: междутактовую и внутритактовую. Разновидностью внутритактовой синкопы является синкопа внутридолевая (Р. Шуман. Карнавал, «Признание»). Вместо сильн. доли может быть пауза. Чайковский Святки

Иногда приемы синкопирования совмещаются, напр. внутритактовая синкопа совмещается с междутактовой – возникает сложная синкопа.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 973;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.