ТРАНСПОЗИЦИЯ. СЕКВЕНЦИЯ.


Транспозиция - перенос муз. текста из одной т-сти в другую.Используется для тонального развития музыки.

Кр. того, есть транспонирующие медные и дерев. дух. инструменты. Прежде они были натуральными и не имели возможности изменять свой звукоряд. В соответствии со своими строями трансп. инструменты фактически звучат: одни на б2 (труба, кларнет in В), другие — на м3 (например, кларнет in А), третьи — на ч5 (например, английский рожок, валторна in F) ниже написанного, поэтому их партии пишутся в т-стях, находящихся на указ. интервал выше реального звучания.

Транспозиция с помощью замены ключей -удобный способ при чтении с листа. Ноты, оставаясь при смене ключа на своих местах, приобретают иное значение в новой т-сти. Сперва отыскивается ключ, в котором нота, обозначающая Т данной т-сти, будет соответств. Т новой т-сти, затем старый ключ меняется на новый. При этом одновр. заменяются и ключевые знаки а случ. знаки альтерации корректируются

e-moll (т-сть оригинала)

c-moll

Транспозиция на хром. полутон- заменяются лишь ключевые знаки нач. т-сти на знаки новой т-сти, отстоящей от прежней на ув1↑или↓. Сами ноты при этом не изменяются, лишь корректируются случ. знаки альтерации.

Транспозиция на опред. интервалисп., как правило, при письменной транспозиции. Определяется интервал, образ. между тониками оригинала и нов. т-сти, затем определяется нов. т-сть и выст. ее ключевые знаки, после чего весь нотный текст переносится на требуемый интервал ↑или↓, корректир. случайн. знаки.

 

СЕКВЕНЦИЕЙ(от лат. – идти вслед)наз. перемещение какого-либо мелодико-гарм. оборота в восх. или нисх. направлении по опред. интервалам.

Оборот, кот. перемещается, наз. звеном или мотивом секвенции.

Интервал, на кот. перемещается звено секвенции, наз. шагом секвенции. Он определяется соотношением между нач. звуками звеньев. Шаг может быть постоянным (обычно 2 или 3) или переменным (изменяться в процессе развития секвенции).

Виды секвенций. По тональному признаку секвенции делятся на два вида:

1) тональные (или диатонические)

2) модулирующие (хроматические и транспонирующие).

Тональной наз. секвенция, не выходящая за пределы данной ладотон-сти, звено перемещается по ее ступеням. Поэтому тоновая величина встреч. интервалов и аккордов меняется.

Модулирующей наз. секвенция, в кот. происходят тональные сдвиги. Перемещ. звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей. Ее разновидности:

1) Хроматическая - секвенция, развив. по родственным тональностям. Их ладов. наклонение меняется

2) Транспонирующая – по неродственным тон-стям, т. к. перемещение делается на к.-л. неизменный интервал (например, по м2 или б3). Ладов. наклонение звеньев не меняется, повтор-е мотива абсолютно точное.

Значение секвенций. Это одно из самых ярких средств развития и исп. композиторами часто в разделах разработочного характера для нагнетания напряжения (или, наоборот, спада), подхода к кульминации и т.д. Восх. секвенции приводят к возрастанию напряжения музыки. Для нисх. секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 848;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.