Полиметрия и полиритмия


Полиметри́ей называется сочетание разных метров. При этом первые доли тактов не совпадают. Один из хрестом. примеров полиметрии — сцена бала в опере Моцарта “Дон-Жуан” В звучании 3 различных оркестров одновременно сочетаются 3 разных танца – парадный менуэт на 3/4, контрданс на 2/4 и лендлер на 3/8.

Если сильн. доли в размерах совпадают (напр. 4/4и 12/8), то это не полиметрия.

Полиритми́я – одноврем. сочетание 2 или большего числа различ. ритм. фигур с неодинаковым кол-вом временных долей в такте. В отлич. от полиметрии все осн. сильн. доли тактов при полиритмии совпадают (напр., дуоли и триоли) – Шуман Эвзебий

Внедрение 2-дольных мотивов в 3-дольн. такты наз. гемиолой (в пер. – полуторный)

Моцарт Соната №12

|________________________________________|

Темп -скорость исполнения муз. про-ния. Он опред-ся частотой пульсации метр. долей. До XVII в. не прим. обозначений темпов, т.к. длит-сти обознач. некую реальн. абсолютн. протяженность звука, принятую в муз. практике.

Темпы подраздел. на медленные, умеренные и быстрые. Обознач. они обычно итальянскими терминами (Дебюсси часто польз. франц. обозначениями, Шуман — немецкими).

Медленные темпы: Умеренные темпы: Быстрые темпы:
Adagio — медленно Andante — не спеша Andantino – немного скорее Allegro — скоро Allegretto – чуть медленнее
Largo — широко Largetto – немного скорее Moderate — умеренно Vivo (vivace) — живо vivacissimo–в превосх. степ
Lento — протяжно Sostenuto — сдержанно Presto — быстро Prestissimo–предельно быстро
Grave — тяжело

 

Дополнительные обозначения:

molto - очень assai - весьма non troppo – не слишком sempre – все время poco a poco - постепенно piu – более, meno – менее quasi - вроде ma - но

 

Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:

ritenuto — задерживая accelerando — ускоряя
ritardando — запаздывая stringendo — ускоряя
allargando — расширяя stretto — сжимая
rallentando — замедляя

При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения: a tempo — в темпе, Tempo primo, Tempo I, Listesso tempo — первоначальный темп

Отклонения от темпа в классич. музыке – минимальные, в романтич. – более свободные.

 

Если автор хочет указать точный темп, он указывает его по метроному (изобрет. Мельцелем в 1816 г.) Он обознач. либо полно: М. М. = 80, либо сокращенно: = 80.

 

Исполнитель почти всегда отступает от точного темпа в худож. целях. Такие отклонения от темпа наз. агогикой (в пер. с греч. увод, унесение). Агогические отклонения:

meno mosso — менее подвижно piu mosso – более подв. non tanto — не очень
rubato (в пер. — «похищенное время») — свободно ad libitum (ад либитум– по желанию) – произвольн. темп con moto - с движением

 

 

ХАРАКТЕР ИСПОЛНЕНИЯ:

1. Agitato Аджитато Возбуждённо, взволновано
Alla Marcia Алля марчья В духе марша
Amoroso (Con amore) Аморозо (Кон аморэ) Любовно
Animato, Con anima Анимато, кон анима Воодушевленно, оживлённо
Appassionato Аппассьёнато Страстно
Brillante Бриллянтэ Блестяще
Buffo, Burlesco Буффо, Бурлэско Комически
Cantabile Кантабилэ Певуче
Capriccioso Каприччьозо Капризно
Calando Каляндо Успокаиваясь
Con brio, Con calore Кон брио, кон калорэ С жаром
Con spirit, Spirituoso Кон спирито, Спиритуозо С воодушевлением
Con forza Кон форца С силой
Con fuoco Кон фуоко С огнём
Con ira Кон ире С гневом
2.Con moto Кон мото Подвижно
Con passion Кон пассьёнэ Со страстью
Divizi Дивизи Разделение
Dolce, Dolcissimo Дольчэ Мягко, нежно
Dolente, Doloroso Долэнтэ, Долорозо Грустно, жалобно
Elegante Элегантэ Изящно, красиво
Energico Энэрджико Энергично
Eroico Эроико Героически
Espressivo, Con espressione Эспрэссиво, Кон эспресьёнэ Выразительно
Feroce Фэрочэ Дико, свирепо
Funebre Фунебрэ Похоронно
Furioso Фурьёзо Бешено
Giocoso Джьокозо Шутливо, игриво
Grazioso Грацьёзо Грациозно
Lagrimoso Лагримозо Скорбно, печально
Leggiero Лэджьеро Легко
Lugubre Люгубрэ Мрачно
3.Maestoso Маэстозо Торжественно, величаво
Marcato Маркато Подчеркивая
Marciale Марчьялэ Маршеобразно
Marziale Марцьялэ Воинственно
Mesto Мэсто Печально
Morendo Морэндо Замирая
Pastorale Пасторалэ Пастушески
Patetico Патэтико Страстно
Pesante Пезантэ Грузно, тяжеловесно
Recitando Рэчитандо Рассказывая
Rigoroso Ригорозо Строго, точно
Risoluto Ризолюто Решительно
Scherzando, Scherzoso Скэрцандо, Скэрцозо Шутливо
Semplicе Сэмпличэ Просто
Sonore Сонорэ Звучно
Tranquillo Транкуилле Спокойно

Артикуляция (в пер. с ит. – расчленяю) – способ звукоизвлечения. Слитное исполнение – legato, отрывистое – staccato, подчеркнутое исп-е – marcato (в пер. выделять). Удлиненное staccato – portamento (в пер. – перенося), обознач. одновременно точками и лигой.

Группировка длит-стей– образов-е ритм. групп внутри такта для упорядочения записи ритма. Группа – ряд длит-стей, объед. общим ребром

Группировка в инструм. музыке.

1. В простых размерах должно быть столько групп, сколько счетных долей в такте.

2. В случае мелкого ритм. деления группа может делиться на подгруппы, объед. общим ребром: .

3. Паузы могут дробиться или входить в состав групп. Напр.: ,

4. Слигованные длит-сти внутри групп следует записывать одной нотой. Длит-сти, выраж. одной нотой и переходящие из одной группы в другую, надо разбивать на две и объед. их лигой.

5. В сложных размерах кол-во групп в одном такте соотв. кол-ву простых тактов в нем (6/8=3/8+3/8). В остальном - правила группировки те же, что и в простых размерах.

Исключения: 1. Все мелкие длит-сти в такте обычно объед-ся в одну группу.

2. Если одна длит-сть занимает несколько долей или целый такт, то она не дробится

3. Ноты с точками могут разрывать доли в простом такте и простые такты внутри сложных. Но не ставят точку у последней ноты в группе

Встреч. другие случаи отклонения правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо синкопир. ритм, либо особенности фразировки, либо появление в рамках данного размера иных метр. акцентов (бывает, что ребра переходят даже через такт. черту)

Группировка в вокальной музыке зависит от распределения слогов в тексте.

1. Если на слог текста приходится лишь один звук, то эта нота записывается отдельно.

2. Если один слог текста распевается на неск. звуках, они объединяются в одну группу общим ребром и объед. лигой. Это хар для русских нар. протяжных песен.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 1050;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.