Дв.ув. 1 дв.ув. 4 дв.ув. 8 дв.ум. 5 дв.ум 8
Составные интервалы –этоинтервалы больше октавы.
Они образ. от сложения простого интервала с ч8.
Интервал, включающий 9 ступеней (секунда + октава) называется ноной
10 ступеней (терция + октава) - децима 11 ступеней (кварта + октава) - ундецима 12 ступеней (квинта+октава) - дуодецима | 13 ступеней (секста + октава) - терцдецима 14 ступеней (септима+октава) квартдецима 15 ступеней (октава + октава) квинтдецима |
Как и всякий простой интервал, они могут также быть ув., ум., дв. ув., дв. ум.
Интервалы более квинтдецимы (т. е. 2 октав), явл. ультраширокими. Они не имеют собств. обозначений и опред. по простому интервалу (б6 через 2 октавы).
Диатоническими наз. интервалы, кот. образ. между осн. ступенями диатонич. звукоряда (ч., м., б. и 3т), т.к. диатоника – это основ. ступени лада.
Консонансы и диссонансы.
По хар-ру звучания (фонизму) интервалы делятся на консонансы и диссонансы.
Консонанс (от лат. – согласно звучу)– благозвучие, мягкое и акустически устойчивое звучание. Диссонанс (от лат. – нестройно звучу)- резкое, несогласованное звучание. Он требует разрешения, т. е. перевода в консонанс.
Консонансы подразделяются на 3 вида:
1) весьма совершенные (абсолютные) консонансы – ч1 и ч8
2) совершенные консонансы – ч4, ч5
3) несовершенные консонансы – 3 и 6
Диссонансы – 2, 7 и 3т.
Выразительное значение интервалов.На хар-р звучания интервалов влияют разные факторы – регистр, расположение. тембровая сторона. Напр., в высоком регистре диссонансы звучат мягче.
В мелодии диссонансы оказываются смягченными. Например., б7 и 3т, которые относятся к наиболее резким диссонансам, в мелодии звучат очень мягко. Напр., в дуэте Аиды и Радамеса («Аида» Верди) диссонансы звучат мягко и лирично:
Важными факторами также явл. метрич. положение и ритмич. структура мелодич. интервала. |
Так, интервал, имеющ. ямбическую формулу (от слаб. доли к сильной) звучит более напряженно, нежели интервал с хореической формулой. Имеет значение направление скачка: восх. скачок всегда более активен, нежели нисходящий.
С щемящей грустью звучит нисх. ув4 в «Вальсе-фантазии» Глинки:
Энгармонизм интервалов.Энгармонически равными наз. интервалы, звучащие одинаково, но записанные по-разному. Обычно их ступеневая величина различна, тоновая же величина равна.
Энгармонизм интервалов достигается двумя способами:
1) активный энгармонизм: посредством энгарм. замены одного из звуков интервала. В этом случае изменится ступеневая величина интервала и его наименование;
2) пассивный энгармонизм: посредством энгарм. замены обоих звуков интервала. В этом случае ступеневая величина интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия его звуков будут другими.
м2 = ув1 б3 = б3 = дв. ув2 б6 = б6 = дв. ув5
активный пассивн. активн. пассивн. активн.
Явления энгармонизма интервалов имеют важное значение для совершения так называемых внезапных (энгармонич.) модуляций.
Обращение простых интервалов.Обращение интервала - перенос основания на 8↑ или вершины – на 8↓. При обращении образ. новый интервал, кот. вместе с начальным составляет октаву (но сумма ступ. = 9, сумма тонов – 6)
Большие интервалы обращ. в малые, ув. — в ум., дв. ув. — в дв. ум. и наоборот, чистые - в чистые. Консонансы обращ. в консонансы, а диссонансы — в диссонансы.
Обращение составных интерваловможет производиться 2 способами:
1) один из звуков интервала переносится на 2 октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание ↑ или вершина↓), а др. звук остается на месте;
2) оба звука интервала одновременно переносятся на 1 октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь.
В обоих случаях образ. простой интервал. 2-й способ более удобен.
В полифонии нередко встреч. двойной вертикально-подвижной контрапункт (прием, при кот. голоса меняются местами по вертикали: нижний становится верхним и наоб.).
АККОРДЫ (вне лада)
Созвучие - любое одноврем. сочетание двух или неск. звуков.
Аккорд (в пер. – согласовываю) - всякое самост. созвучие из 3 и более звуков, построенное по определенному принципу. Чаще всего (особ. в классич., романтич. музыке) - это терцовый принцип. Фонизм (в пер. фоне – звук) – хар-р звучания аккорда, зависящий от составляющ. его интервалов, положения тонов.
В зависимости от кол-ва звуков аккорды подразделяются на опред. категории, из кот. наиболее употребительными явл. трезвучия, септаккорды и нонаккорды.
Трезвучие - аккорд, сост. из 3 звуков, располож. по терциям. В зависимости от структуры различ. 4 вида трезвучий: Б53(б3+м3), М53(м3+б3), Ув53(б3+б3), Ум53(м3+м3). Б53 и М53 - консонирующие аккорды (т.к. сост. из конс. интервалов). Все остальные аккорды (Ув53,Ум53, 7, 9-акк.) явл. диссонансами (т.к. в них входят дисс. интервалы)
Основной вид аккорда - расположение всех звуков по терциям. Тоны аккорда имеют опред. названия, не изменяющиеся при любом перемещении. Нижний звук в осн. виде явл. примой (или осн. тоном), средний — терцией и верхний — квинтой
Обращения трезвучий.Трезвучие имеет 2 обращения – 6-аккорд и 6/4-аккорд. Они образ. от перемещения нижнего звука аккорда на 8↑ (остальн. - на месте). 6-аккорд всегда строится на терцов. тоне, а 6/4-аккорд — на квинтов. тоне трезвучия.
Обозначения – от определяющего интервала: определяющим в 6-аккорде явл. интервал сексты между ниж. и верх. голосом, а в 6/4-аккорд - интервалы кварты (между басом и примой аккорда) и сексты (между басом и верх. звуком аккорда).
Тесное расположение аккорда в 4-голосии:между соседними звуками – не более кварты, в широком расположении – более кварты.
Интервальная структура: Б6 (м3+ч4), М6(б3+ч4); Ум6 (м3+ув4), Ув6 (б3+ум4);
Б64 (ч4+б3), М64 (ч4+м3); Ум64 (ув4+м3), Ув64 (ум4+б3)
Обращения и основной вид Ув53 вследствие энгарм. равенства входящих в него интервалов (б3 и ум4) звучат одинаково (симметричный аккорд).
Септаккорд – созвучие из 4 звуков, располож. по терциям. В зависимости от внутр. структуры, кот. определяется интервалом септимы, образ. между крайними звуками, и трезвучием, лежащ. в основе 7-аккордов, они имеют 8 разновидностей:
М маж7 (б3 + м3 + м3) М мин7 (м3 + б3 + м3) М ум7 (м3 + м3 + б3) Ум7 (м3 + м3 + м3) | Б маж7 (б3 + м3 + б3) Б мин7 (м3 + б3 + б3) Б ув7 (или Ув7) (б3 + б3 + м3), Б ум7 (б3 + б3 + м3) |
Обращения септаккордов. Септаккорд имеет 3 обращ-я: 6/5-акк., 4/3 акк., 2-акк.
Названия их произошли от соотношения между наиболее характ. для данной гармонии звуками, кот. явл. бас, септима и прима.
Особое место среди 7-акк. занимает Ум7 (на VII ступ. гарм. мажора и минора) из-за энгарм. равенства осн. вида и всех его обращений (симметричный аккорд):
Нонаккорд - созвучие, сост. из 5 звуков, располож. по терциям.
Образ. от прибавления к 7-акк. сверху терции; при этом между осн. тоном и верхним звуком возн. интервал б.9 или м.9, кот. и дает назв-е всему аккорду (Б9 или М9)
У 9-акк. тоже есть свои обращения, кот. редко прим. в творч. практике композиторов и не получили общепринятых обозначений.
При их использовании нужно помнить, что для более полноценного звучания нона и прима акк-да должны нах. в разных октавах и не составлять секунду.
Ундецимаккорды и терцдецимаккорды. По мере дальнейшего «наращивания» терций возник. более сложные многослойные аккорды.
Если к 9-акк. прибавить сверху еще одну м3 или б3, то получится 6-звучная гармония - ундецимаккорд (по назв-ю интервала, образ. между крайними звуками - 11)
Прибавление к 11-аккорду сверху еще одной терции образ. 7-звучную гармонию, кот. наз. терцдецимаккордом (обознач. цифрой 13). Эти акк-ды исп. только в основном виде.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 892;