Слоговая или буквенная записи звуков.
Звуки большой октавы обозн. прописными буквами слогами: С, D, Е, F или До, Рe, Мu. Звуки малой октавы обозн. строчными (малыми) буквами или слогами: с, d, е, или до, ре, ми. Звуки 1 октавы пишутся тоже только малыми буквами, с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонт. черты над буквой или слогом):
c1, d1, е1... или (и т.д.) или do1, ре1, ми1... или (и т.д.).
К звукам 2, 3 и более высоких октав добавляются цифры 2, 3, 4, 5 или столько же черточек сверху. Например:
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами с добавл-м к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы),
Регистры - участки звукоряда, имеющ. близкие тембровые свойства. Есть 3 осн. регистра: низкий, куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образ. звуками малой, 1 и 2 октав, и высокий, включ.в себя 3, 4 и 5 октавы
Начальная черта. Акколада. В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ, перед ним - начальная черта, общая всех нотоносцев, а слева - прямая или фигурная скобка - акколадой. Для таких инструментов, как ф-но, орган, арфа, акколада фигурная, а для различных ансамблей, хора и оркестра она прямая.
Производные ступени. Знаки альтерации. 7 диатонич. ступеней, соотв. белым клавишам ф-но, счит. основными и имеют собств. названия. Ост. звуки явл. производными (от # или b осн. ступеней).
Повышение или понижение диат. ступеней наз. альтерацией. Знаки, изменяющ. звуки, наз. знаками альтерации. Их всего пять: , , , ,
Знаки альтерации, выст. при ключе, наз. ключевыми и действуют до конца пьесы. Выст. при отдельных нотах, они наз. случайными и действуют в пределах 1 такта.
В букв. системе для обозначения знаков альтерации используются соответств. приставки, добавляемые к буквам, дающим названия осн. ступеней. Так, #- is, х – isis, b – es, bb – eses. Здесь есть 3 исключения: вместо aes – as, ees – es, hes – b.
Энгармонизм звуков. Энгармонизмом наз. равенство звуков по высоте при их различном обозначении. Таких энгарм. замен у всех ступеней может быть всего 2, за исключ. тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 493;