ПРОРЫВ В МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВОИ ПРОБУКСОВКИ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (1689 – 1762 гг.)


 

XVIII век в истории мировых цивилизаций. Петр Великий и предпосылки великих реформ. Реформы Петра I и их цивилизационные особенности. Общие итоги деятельности Петра I и его правительства. Отношения России с Западом и Востоком. Россия без Петра: дворцовые перевороты, их сущность и содержание; отношения с Западом и Востоком.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

 

Век XVIII, “галантный век”, “век суетных маркиз” с полотен Ватто, многие из которых сложили голову на плахе в период якобинской диктатуры во Франции. Век, в который человек заявил о могуществе своего разума и его преобразующей силе: “ Вес действительное разумно, все разумное действительно” — и создал универсальное средство от головной боли — гильотину. Благодаря рецепту врача Жака Гийотена даже умерщвление человека было поставлено на рациональную основу. XVIII век в жизни народов Европы и Америки — время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой.

Такой сдвиг получил название Модернизации. Она представляет сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь.

В целом можно сказать, что новое время создало нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Московское государство, скованное религиозной регламентацией жизни и корпоративной структурой, развивалось медленно и могло стать добычей более сильно, динамично развивающихся стран. В конце XVII в. в Европе бытовало мнение, что судьба Московского царства — стать колонией Швеции. Предупреждением для России была судьба Османской Турции. Она находилась на вершине могущества в XVI в., а в XVII в. стала добычей западного капитала, который завладел внешней и, в значительной мере, внутренней торговлей. Для того, что бы сохранить независимость и обеспечить достойное место страны среди рвавшихся вперед европейских держав, московскому государству нужна была модернизация. Чем быстрее развивалась западная цивилизация, тем определеннее становился разрыв в уровнях развития Востока и Запада в политической и социально-экономической областях. Запад, набрав колоссальный темп, эксплуатируя весь мир как колоссальную периферию, далеко вырвался вперед. Только один факт: первый университет в Европе, который давал светское образование, открылся в XII в. на Востоке подобное произошло спустя шесть столетий.

Россия — первое государство с восточной социальной системой, попавшее в водоворот модернизации. Причем, модернизация задела, в первую очередь, русское население, которое доминировало в общественной системе. В силу этого проблемы и противоречия, успехи и неуспехи этого процесса связаны, прежде всего, с русским обществом и его особенностями. По данным первой ревизии (1719 – 1727 гг.), русские составляли 7/10 населения страны. К концу XVIII в. их доля в общей численности населения уменьшилась примерно до половины (49%)[137].

Как всегда в истории мировых цивилизаций модернизация выступала болезненным процессом. И как всегда, от социальных экспериментов страдали все слои населения. Но главным образом — простой народ. Но это ни коим образом не может быть основанием для заявлений в духе ортодоксального “славянофильства”: “Не надо было ничего ломать в образе жизни и мыслей, ибо это завещано нашими далекими и близкими предка”. Путь по спирали истории — это вечная борьба нового со старым. Причем в этой борьбе с удивительной силой проявляется закономерность, подмеченная в свое время еще Ф. Энгельсом: любой прогресс — уже относительный регресс. Отечество наше на пороге XVIII вышла на старт нового витка спирали исторического развития. Ей предстояло осуществить прорыв в модернизационное пространство. Задающим генератором такого прорыва стал Петр I (Великий)

Оценка его преобразований (1689 – 1725), была и остается одной из самых сложных проблем в отечественной исторической науке. Еще в начале XX в. В.О.Ключевский писал: ”Всякий, кто хотел взглянуть сколько-нибудь философским взглядом на наше прошлое, считал требованием ученого приличия высказать свое суждение о деятельности Петра. Часто даже вся философия нашей истории сводилась к оценке петровской реформы… Реформа Петра становилась центральным пунктом нашей истории, совмещавшим в себе итоги прошлого и задатки будущего”[138]. Известный историк Н.М.Карамзин отмечал, что, искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Можно привести различные точки зрения русских историков на проведенные Петром I и его правительством реформы в первой четверти XVIII в.

Оформившиеся в 30 – 40-е гг. XIX в. два различных подхода к оценке петровских реформ в отечественной историографии в целом обычно связывают с традициями: славянофильства, отстаивающего мысль об особом пути развития России; западничества, основанного на идеях общественного прогресса, закономерности которого одинаковы для всех народов (по крайней мере, в рамках христианской цивилизации). Именно в то время все громче начинала звучать тема внутреннего раскола российского общества на два уклада (“почву” и “цивилизацию”), берущего начало с реформ Петра I. Раскол носил не только социальный (как это утверждалось в идеологических и научных трудах недавнего времени), но в не меньшей степени культурный и мировоззренческий характер. Однако противопоставление западнических и славянофильских общественных идеалов очень схематично. На самом деле внутри каждого из этих течений существовали весьма различные трактовки философских и социальных проблем. Причем, некоторые мыслители, причисляемые к разным (на первый взгляд противостоящих друг другу) группам, сходились во многих своих суждениях.

Между тем, с известной долей условности, можно утверждать, что славянофилы, исходя из надсословности самодержавной власти, отрицательно оценивали деятельность Петра I, как политика прозападного образца. Они выступали, вместе с тем, за подобного Петру сильного самодержца. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу. Западники же исходили из того, что Петр затеял и осуществил полезное для России дело, ускорив ее развитие и ликвидировав (или уменьшив) отставание нашей страны от Европы[139].

Аксиоматично, что абсолютизация любого научного суждения, признание его единственно правильным, препятствует изучению и пониманию исторической действительности. Но это не значит, что надо отвергать напрочь и славянофильскую, и западническую оценку того, что произошло в России в петровские времена. Просто необходимо помнить о неоднозначности проявившихся тогда тенденций экономического, социально-политического и духовного развития российского социума, о сложных взаимосвязях этих тенденций с предшествующей и последующими эпохами.

Для правильного понимания сущности и содержания реформ Петра Великого представляется важным заострить внимание на следующем принципиальном моменте. Мнение о том, что Петр привнес в русскую общественную жизнь не свойственные ей ранее черты, создал принципиально новый государственный аппарат и впервые приобщил русских к достижениям западной цивилизации, — расхожее мнение. Однако оно сильно упрощает проблему. Истоки такой позиции — произвольные оценки, базирующиеся далеко не на глубоком анализе всей совокупности фактов из экономической, социально-политической и духовной жизни допетровской Руси. Не учитывается, что очень многие из тех черт социальных отношений, культуры и быта, которые стали особенно заметны в эпоху Петра Великого, были известны России и раньше.

Политические и социальные неурядицы начала XVII в. сильно подорвали уверенность подданных московских царей в непогрешимости отечественного государственного строя. Пренебрежительно-высокомерное или опасливо-настороженное отношение ко всему чужеземному и нетрадиционному продолжало существовать, но уже не было ни всеобщим, ни безусловным. По-прежнему была сильна тяга к старине. Например, изменой обычаю объяснял несчастья, постигшие Русскую землю в Смутное время дьяк Иван Тимофеев, автор написанного при царе Михаиле исторического повествования под названием “ Временник”. Однако уже в царствование первого Романова намечается другая тенденция: не отказываясь от традиционных способов устроения общества и государства, перенимать отдельные западные достижения. По характеристике В.О.Ключевского, в XVII в. “правительство стало обращаться к иноземцам для удовлетворения наиболее насущных материальных потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чем особенно больно чувствовалась отсталость”[140]. То же стремление было присуще и Петру, для которого обращение к западному опыту стало средством решения вполне практических вопросов военного строительства, снабжения армии, создания флота.

Анализом сущности и содержания реформ Петра I следует предварить, таким суждением: XVII “бунташный век”, начавшийся со Смуты, не принес Отечеству политического и социального мира:

Ø решая грандиозные внешнеполитические задачи[141], русское общество не смогло обеспечить внутреннюю стабильность. Обозначившийся на Земском соборе 1613 г. компромисс не стал прочной основой сбалансированного социального развития;

Ø сословно-представительная монархия постепенно приобретала черты самодержавия. Абсолютистское государство, используя свою естественную роль арбитра в спорах различных естественных сил, сумело подчинить себе эти силы;

Ø гипертрофированное, неестественно разросшееся вмешательство государства в социальные отношения стало исторической реалией еще до Петра. Царь-реформатор лишь только слегка упорядочил способы этого вмешательства и придал им видимость законности. Причем, будет правильным говорить именно о кажущейся, внешней, а не о настоящей законности при Петре, так как самодержец всегда исходил из представлений о собственной воле как о единственном источнике всякого правового творчества. Законодательный произвол монарха, определяемый только личными взглядами последнего на благо государства, был столь же далек от строго правового порядка, как и лишенные всякого юридического обоснования “безвинные опалы” и немотивированные пожалования прежних московских государей.

Сказанное не дает, однако, оснований для умаления заслуг Петра Великого в его реформаторской деятельности.

Здесь в полную мощь проявилась значимость роли личности в истории. Петр I стал царем-реформатором, положившим начало цепи модернизаций России. Темп преобразований поражает. Наглядная иллюстрация тому — законодательная активность Петра Великого. За 20 лет: с 1700 по 1720 гг. самим Петром и учрежденным им Сенатом было издано 1700 законодательных актов, которые в корне меняли облик страны, предполагали реконструкцию общественного устройства, экономики, культуры, всего образа жизни. В 1720 – 1725 гг. (в последнее пятилетие царствования Петра) было издано 1200 законодательных актов[142].

Итак, реформам Петра Великого были серьезные предпосылки. В обобщенном виде их можно свести к следующим положениям:

Ø Россия являлась отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа. Школы были при церквях, в которых учили грамоте и священному писанию, но и тех было мало. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, ни одного русского врача, кроме иноземцев. Существовала одна аптека на всю страну и та — царская. Типография печатала в основном церковные книги.

Ø промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности Западноевропейских стран. Несколько железноделательных заводов (в Туле, Кашире, близ Москвы и Воронежа), всего лишь около 20 мануфактур, в том числе около 10 крупных;

Ø сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия, и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина;

Ø русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных. Парадоксально, но факт: армию между войнами распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственные средства;

Ø сложный государственный аппарат;

Ø отставание Россия и в области духовной культуры.

Проводить преобразования в таких условиях, подчеркнем это еще раз, могла только неординарная историческая личность, коей и являлся наш великий соотечественник Петр I.

Он родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Здоровьем и живостью он резко отличался от старших братьев Федора и Ивана, рожденных от первого брака с Марией Ильиничной Милославской (Федор, вступивший на престол в 1676 г. после смерти отца, умер, не дожив месяца до 22 лет; Иван был от рождения болезненным и не способным к правлению). Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая борьба придворных группировок, в которой активное участие приняли стрельцы. От первого брака с Милославской, связанной со старой боярской аристократией, Алексей Михайлович, кроме сыновей Федора и Ивана, имел еще шесть дочерей, старшей из которых была Софья. После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен 14-летний Федор (1676-1682). Ведущее место при дворе заняли бояре Милославские. Еще в царствование Федора Алексеевича при дворе образовались две группировки: во главе одной стояла умная и энергичная царевна Софья, отказавшаяся от затворнической жизни в тереме и мечтающая о власти. Софья опиралась на бояр Милославских. Другую группировку возглавляла царица Наталья Кирилловна Нарышкина. В связи со смертью бездетного царя Федора Алексеевича встал вопрос о выборе преемника. Юридические права были на стороне 15-летнего Ивана Алексеевича, но собравшиеся во дворце бояре решили, что царем следует провозгласить Петра, который в свои 10 лет в отличие от Ивана был здоровым, крепким и смышленым.

Вступление на престол Петра вызвало негодование среди Милославских. Они воспользовались недовольством стрельцов и подняли их против бояр Нарышкиных. Восстание, начавшееся 15 мая 1682 г., было вызвано злоупотреблениями полковников, временщиков и военачальников, которые притесняли стрельцов, вымогали деньги, заставляли работать на себя и т.п. Противники пришедших к власти Нарышкиных распустишь слух об убийстве Ивана, и царица Наталья вынуждена была вывести на крыльцо царя Петра и царевича Ивана. Но успокоить стрельцов не удалось: они ворвались во дворец, были убиты два брата царицы и ряд ненавистных стрельцам сановников. Однако положение стрельцов почти не улучшилось. Вскоре руководители стрельцов пытались, используя всеобщее недовольство, поставить в качестве главы Российского государства начальника Стрелецкого приказа князя И.А. Хованского. Софье вовремя удалось пресечь выступление стрельцов. Хованский был обманом вызван к Софье, схвачен и казнен. Стрельцы пришли в повиновение, многие из них были казнены. Власть перешла в руки царевны Софьи. Сторонники бояр Нарышкиных были отстранены от власти, царями были объявлены Иван и Петр, а Софья провозглашена правительницей (регентшей). Петр и царица Наталья были удалены в подмосковное село Преображенское.

Отношения между Софьей и сторонниками Петра обострялись из года в год и к лету 1689 г. стали такими, что открытое столкновение становилось неизбежным. В ночь на 8 августа 1689 г. тайные сторонники Петра I донесли ему, будто Софья готовит стрельцов к походу на Преображенское. Позже выяснилось, что слух был ложным, но перепуганный тревожным известием Петр поскакал на коне в Троицко-Сергиев монастырь, куда вскоре прибыли верные Петру Преображенский и Семеновский полки. Последствием этой страшной августовской ночи была болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софья оказалась в изоляции. Она была заключена в Новодевичий монастырь в Москве. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана в 1696 г. установилось единодержавие Петра.

Историческая заслуга петра великого состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. Необходимо подчеркнуть, что в первые годы царствования Петр I действовал как бы по инерции, традиционно решая текущие проблемы. На становление личности, мировоззрение царя и направление его деятельности сыграли три события.

I. Поездка в Архангельск в 1693 – 1994 гг. Море и корабли навсегда покорили сердце Петра, он решил сделать Россию морской державой.

II. Азовские походы против турок в 1695 – 1696 гг., во время которых он с полной ясностью ощутил необходимость радикальных перемен в армии и флоте.

III. Поездка с великим посольством в Европу в 1696 – 1697 гг., давшая возможность Петру I непосредственно познакомиться с иной цивилизацией, культурой, идеями, образом жизни. Царь посетил Англию Голландию, некоторые европейские страны и проявил живейший интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией[143].

Решение на проведение реформ стало доминантой мышления царя-новатора. Данные реформы имели для истории отечества поистине судьбоносное значение. Россия изменила свой экономический, социально-политический и духовный облик, что стало не легким макияжем. Свидетельство тому — неизвестные нашей Родине перемены, в первую очередь, в промышленности. К 1725 г. в стране насчитывалось 233 мануфактуры, в том числе более 100 крупных: металлургические, металлообрабатывающие, судостроительные, оружейные, текстильные, суконные, кожевенные, парусные и др. 43% промышленных предприятий было построено за счет государства, остальные — за счет купцов и промышленников. Главными центрами промышленности являлись: металлургической — Тула, Липецк, Урал, Карелия; оружейного производства — Тула, Урал, Карелия; судостроения — Петербург, Архангельск, Воронеж; суконного и парусного производства — Москва; кожевенного — Казань; текстильной промышленности — Ярославль, Калуга, Путивль, Воронеж. С 1722 г. Россия начала вывозить железо за границу. За период с 1700 по 1725гг. выплавка чугуна в стране увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра I сойдет 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарные заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев.

Об успехах русской металлургии в петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа Россия к 1726 г. могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов. С 1712 г. был прекращен ввоз оружия из Европы, а к 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт (4200 руб. и 2100 руб. в денежном выражении).

При этом нельзя не обратить внимания на одну специфическую особенность, которая не имела аналогов в Западной Европе. В российской промышленности использовался на полную мощь труд крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы. Указ от 18 января 1721 г. и последующие законы (например, от 28 мая 1723 г.) разрешали частным мануфактуристам покупать крестьян целыми семьями.

Необходимо также подчеркнуть, что петровские преобразования охватили и сферу мелкотоварного производства. Они способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились учениками, подмастерьями и мастерами. Всего в городах России в 20-х годах XYIII в. было около 16 тыс. ремесленников, причем только в Москве — 6,8 тыс. в составе 146 цехов. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли. Вводились новые культуры — табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота — молочные коровы и овцы-мериносы.

В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих “компанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “Торговой сотни”. Исследования известных историков петровских времен Н.И.Павленко “Петр I” и Е.В.Анисимова “Время петровских реформ” свидетельствуют о том, что петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье. Из-за резкого усиления прямых налогов в различных казенных “службах” в первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наиболее состоятельной группы русского купечества — “гостиной сотни”, после чего имена многих владельцев традиционных торговых фирм исчезли из списков богатых и влиятельных людей. Для внутренней торговли осуществлялось строительство каналов: Вышневолоцкого и Ладожского, между Волгой и Доном, между Волгой и Москвой-рекой. Главными транспортными средствами внутренней торговли были речные и озерные суда, а также гужевой транспорт. В первой четверти XYIII в. Россия поддерживала тесные торговые отношения с Голландией, Англией, Италией, Францией, Испанией. Данией, Германскими княжествами и городами, Китаем, Индией, Ираном, Средней Азией, Закавказьем. Россия ввозила краски, шелк, сукно, вина, кофе и пряности, фарфор и другие предметы роскоши. Предметами экспорта были железо, лес, лен, смола, пенька, сало, парусина, кожа, холст, полотно. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В интересах казны и купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров и ограничивавший ввоз иноземных.

Экономическая политика, осуществлявшаяся правительством Петра I, известна под названием меркантилизма. Она заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности. Высокие таможенные тарифы (до 40 процентов в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок, а также российскую промышленность от конкуренции с более развитой промышленностью Западной Европы, поощряли производство своей необходимой продукции, способствовали накоплению денег в стране. В 1726 г. Россия вывозила товаров вдвое больше, чем ввозила. В стране возникали новые ярмарки, гостиные дворы, биржи, торговые пристани. Была создана специальная Коммерц-коллегия, которая ведала внутренней и внешней торговлей.

Анализ петровских реформ невозможен без ответа на один вопрос, имеющий методологическое значение: был ли у Петра I план реформ? С определенной долей уверенности можно сказать, что не было. Свои реформы Петр начинал не по плану, а эмпирически, наблюдая в Западной Европе, что целесообразно было применить в России. И в данном отношении он выступал сторонником введения в России уклада западного типа. Необходимо подчеркнуть, что мощным побудительным мотивом для реформ послужила подготовка к войне со Швецией. Одни реформы происходили годами, другие — в спешке. Но в целом они складывались в систему предельно централизованного абсолютистского государства. Во главе него стоял самовластный монарх. Преобразования оформлялись законодательными указами царя.

Реформы в области государственного управления. Вначале они были вызваны необходимостью упорядочить и усовершенствовать аппарат взимания налогов, затем добавилась и вторая причина — обеспечение выполнения подданными своих обязанностей, как их понимал Петр I. Историки высказывают предположение, что на его понимание сущности государства оказали влияние западноевропейские мыслители, а также традиционное отношение русских царей к стране как своей вотчине. Петр отступил от этой традиции в том, что считал себя обязанным служить государству наравне с другими подданными. В то же время, подданные, служа государству, служили самодержцу: военную и гражданскую присяги они приносили царю, а не Отечеству. Петр I преобразовал, а точнее, создал заново весь государственный аппарат, использовав в качестве образца шведские учреждения (например, Сенат и коллегии), но приспособив их к особенностям России. В основу реформ государственного управления была положена мысль о том, что каждое из четырех главных сословий должно выполнять свои обязанности: крестьяне — возделывать землю, торговцы и ремесленники —производить товары и торговать, духовенство — наставлять население хранить верность монарху, дворяне — нести военную и гражданскую службы. Военная служба была отделена от гражданской, а так как дворяне были обязаны все без исключения проходить военную службу, а затем уже посылались на гражданскую, то созданный Петром I аппарат был, прежде всего, военно-бюрократическим.

С 1711 г. в России был учрежден высший орган управления — Сенат. Он заменил Боярскую думу, а также заменял царя во время его отсутствия в столице. В Сенат входили как представители старшего боярства, так и нового дворянства, выдвинувшиеся при Петре I и являвшиеся сторонниками его преобразований. Всего было 9 членов Сената и обер-секретарь. Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы. В 1715 г. при Сенате была введена должность генерального ревизора, а в 1722 г. — должность генерал-прокурора. На местах были учреждены должности прокуроров, подчиненных генерал-прокурору. Первым генерал-прокурором Сената был назначен выходец из нижний слоев общества, бывший денщик царя, а затем офицер, генерал и дипломат Павел Иванович Ягужинский (1683 – 1736), занимавший эту должность до 1726 г.

В 1718 – 1721 гг. была заменена запутанная и громоздкая приказная система управления страной. Вместо полусотни приказов было учреждены 11 коллегий, в которых дела управления отраслями решались голосованием. Военные дела находились в компетенции Военной и Адмиралтейской коллегий. Иностранные — Коллегии иностранных дел. Промышленность — Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. Торговля — Коммерц-коллегии. Финансы — Камер-коллегии, Штатс-коллегии и Ревизион-коллегии. Судебные чиновники — Юстиц-коллегии. Помещичье землевладение — Вотчинной коллегии. Вскоре была создана еще Малороссийская коллегия, управляющая Украиной. В состав каждой коллегии входили: президент; вице-президент; советники — 4 человека; асессоры (помощники) — 4 человека; секретарь — 1 человек. Всего: — 11 человек. Президентами коллегий были назначены ближайшие сподвижники Петра I: Гавриил Иванович Головкин, Александр Данилович Меншиков, Федор Матвеевич Апраксин, Андрей Артамонович Матвеев, Яков Вилимович брюс, Петр Андреевич Толстой и др. Обязанности чиновников и военных были определены регламентами.

Страна была разделена на губернии, провинции и дистрикты. В 1708 г. в России было 8 губерний, а немного позже — 10. Во главе губерний были посажены губернаторы, получившие полноту гражданской и военной власти на местах и имевшие в своем распоряжении воинские части. В 1719 г. 10 губерний были поделены на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами, которые назначались воеводами из местных дворян. В 1724 г. страна была разделена еще и на военные дистрикты, в каждом из которых размещался на постой полк солдат, собиравший подати на свое содержание (после смерти Петра I все дистрикты были отменены).

Для надзора за работой учреждений были введены прокуратура и фискалы, ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату. Петр I поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже от ответственности за ложные наветы. Была создана расправная палата — особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Передвижение крестьян было ограничено паспортным режимом.

Для управления жизнью городов избирались на местах городовые магистраты из 7 человек во главе с президентом и двумя бургомистрами. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись все городовые магистраты, и который ведал жизнью всех городов страны. В городах была заведена полиция, характеризовавшаяся в регламенте Главного магистра как “душа гражданства и всех добрых порядков”.

Политическим феноменом эпохи абсолютизма являлся фаворитизм, обретение влияния за счет близости к абсолютному монарху (хрестоматийный пример — А.Д. Меншиков). Фаворитизм — одна из отрицательных, но неизбежных сторон абсолютной власти. Преодоление данного феномена связано с ограничением абсолютной власти монарха и контролем общества за властью через выборные органы представительной демократии.

Преобразования в социальном строе. Петр I не только оставил в неприкосновенности социальный, строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп, переход из одной группы в другую был стеснен подушным учетом и жесткими правилами. Северная война (1700 – 1721 гг.) требовала денег, и почти весь период, пока она продолжалась. Петр I искал способы увеличить поступления в казну: он стал чеканить медные деньги вместо серебряных; вводить новые налоги; снова произвел подворную перепись (1710 г.), которая показала уменьшение числа податных дворов: пытался расширить состав податного населения за счет “разных чинов людей”; начал проводить новую, подворную перепись (1715 г.), но она также показала уменьшение числа дворов: наконец, после обсуждения ряда проектов Петр указал провести подушную перепись всего мужского населения и ввести подушную подать, которая заменила большую часть налогов. В 1718 – 1724 гг. при проведении подушной переписи и ее первой ревизии крестьянство было разделено на две группы: крепостных; государственных.

К крепостным были причислены холопы, а крепостное право было ужесточено. Многочисленные группы крепостных, лично свободных и даже неподатные помещики-однодворцы, не имевшие крепостных, были включены либо в состав крепостных, либо в новое сословие государственных крестьян. Расширение состава крепостного и вообще податного населения значительно увеличило численность плательщиков подушной подати. Единицей налогообложения населения взамен крестьянского двора становилась “душа мужского пола”. Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в “ревизские сказки” (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать. Величина ее была определена путем деления суммы, необходимой для содержания армии и флота, и других расходов на число плательщиков. Результаты переписи позволяют отметить, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн человек. От подушной подати освобождались лишь дворяне и духовенство. За время царствования Петра I (точнее, за 1680 – 1724 гг.) сумма налогов выросла в 2,7 раза. При этом сумма прямых налогов — в 3,7 раза. Подушная подать в 1727 г. оказалась больше, чем надворная 1724 г., на 28,6 %, а вместе с другими налогами — на 64,3%. С введением подушной подати налоги на душу населения возросли в среднем в 3 раза. Это наглядно видно из последнего доходного бюджета за 1724 г. (см. табл. 6.).

Таблица 6

Доходный бюджет Российской империи за 1724 г.[144]

 

Ревизские души Сумма собранного налога Доля в процентах от общей суммы налога
Крепостных людей
Государственных крестьян
Посадских людей
Всего  

 

Иногда ситуация со сбором налогов приобретала анекдотический характер, даже если она касалась печальной стороны жизни человека. В 1705 г. последовал указ, согласно которому все готовые дубовые гробы надо было сдать государственным органам по установленной цене. Затем эти гробы продавались по цене, увеличенной вчетверо (!)[145]. Даже из смерти людей добывались средства для реформ. Нельзя здесь не вспомнить и такой источник пополнения государственной казны как борьба с ношением бороды. Петр I подписал 16 января 1705 г. указ, в котором говорилось: “На Москве и во всех городах царедворцам, дворцовым, приказным и всяких служилых чинов людям и гостям и посадским людям всем сказать: что впредь с с его Его Величества Государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороду брить не похотят, а похотят ходить с бородой и усам, с тех имать по 60 рублей с человека”.

Усиление налогового гнета по сравнению с предшествующими временами повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр I, исхода из интересов помещиков, издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить oт помещиков на заработки без письменного разрешения. Так официально было положено начало



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 423;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.03 сек.