Культура московского царства


 

В русской культуре XVII в. прослеживались черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в том, что она стала освобождаться от церковного влияния. Светское начало охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т.д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. В литературе утверждалось народно-обличительное течение, возрождалась народная сатира с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека. Литературными героями становились предприимчивые и энергичные люди. Новое в архитектуре состояло в том, что в XVII в. увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. В живописи было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Развивалось печатное дело.

В XVII в. Россия вплотную столкнулась с западной цивилизацией. В силу исторических и географических условий Россия заняла место на периферии этого мира, с которым ей отныне приходилось иметь дело. Более передовой, цивилизованный Запад не мог не оказать в этом случае определенного влияния на русскую культуру. Поскольку Россия не имела выхода к морям и, следовательно, не могла активно включиться в тесные связи со странами Западной Европы, она подверглась влиянию своих ближайших западных соседей — Польши и Литвы. В моде были польский язык, польские костюмы, экипажи, появляется новый танец — полька-мазурка. В Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в России. Они приносили с собой западную образованность. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с учеными-греками. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей “всякого чина, сана и возраста”.

В развитии общественно-политической мысли в России в XVII в. наметились два основных течения: 1) Национально-консервативное. 2). Западническое, стремящееся к западной культуре.

Сторонниками первого направления являлись представители духовенства и консервативно настроенной боярской знати, которые выступали против распространения светских знаний, изучения иностранных языков, в целом против внедрения западной культуры в Россию. Представители второго направления, глубоко понимая превосходство европейской цивилизации, предлагали заимствовать у Запада все то, что может поднять культурный уровень и благосостояние народов России. К ним относились писатели Юрий Крижанич и Григорий Карпович Котошихин, государственные деятели Ф.М.Ртищев, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, В.В.Голицын.

Развитие русской культуры XVII в. отразило важнейшие процессы формирования русской нации и неразрывно связанного с ними начавшегося разрушения средневековой идеологии, утверждения “мирских”, светских начал в духовной культуре. Силой, тормозившей культурный прогресс, выступала церковь в обеих ее разновидностях — официальной и старообрядческой. Несмотря на то, что отмечалось некоторое влияние западной цивилизации на развитие русской культуры, преувеличивать это влияние не следует. В целом же российское общество продолжало оставаться закрытым для достижений западной цивилизации.

***

Итак, время настоятельно требовало перестройки всего, что мешало развитию страны. Не случайно, В.О. Ключевский писал, что “царь Алексей Михайлович создал в русском обществе XVII века преобразовательное настроение”.Эти “преобразовательные интересы” диктовалась общенациональными интересами России. Оставалось лишь найти силу, которая сдвинула бы застоявшийся механизм дремлющего патриархального государства. И Россия нашла эту силу в лице Петра I.

 

Источники и литература

Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1995.

Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Забелин И. Домашний быт русского народа в XV – XVII столетиях: В 3 т. М., 1990.

Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века: Комментарии. Л., 1986.

Замалеев А.Ф., Овчинников Е.А. Еретики и ордотоксы: очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

Зимин А.А. В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986.

Зимин А.А. Холопство на Руси. М., 1973.

История российского быта. Материалы Четырнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. Спб., 1999.

История Русской Церкви. Спасско-Преображенский Валаамский монастырь. М., 1991.

Кандыба В.М. История русского народа, до XVII века. М., 1995.

Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982.

Каргалов В.В. Полководцы XVII века. М., 1990.

Ключевский В. О. Краткий курс русской истории. Любое издание.

Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872 – 1875 гг. М., 1997.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. М., 1987.

Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1964.

Маньков А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права в России. Л., 1980.

Менталитет россиянина: история проблемы. Материалы Семнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. Спб., 2000.

Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России. М., 1997.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3т. М., 1993 – 1994.

Мудрое слово Древней Руси XI —XVII вв. М., 1989.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVII – XVIII вв. М., 1937.

Полное собрание русских летописей. Спб.: Археограф. комис. 1846 — 1921. Т.1-24.М.;Л., 1949 – 1963. Т.25-29. М., 1965 – 1994. Т.29-39. М., 1995.

Полное собрание русских летописей. Спб.: Археограф. комис. 1846 — 1921. Т.1-24.М.;Л., 1949 — 1963. Т.25-29. М., 1965 — 1994. Т.29-39. М., 1995.

Русское православие: вехи истории. М., 1988.

Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в XIV — начале XVII вв. М., 1969.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XVI — XVIII вв. М., 1962.

Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981.

Скрыпников Р.Г. Лихолетье. (Москва в XV – XVII вв.) М., 1988.

Скрыпников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990.

Скрыпников Р.Г. Третий Рим. Спб., 1994.

Соборное уложение 1649 года: Текст, комментарии / Подготовка текста Л.И.Ивиной. Л., 1987.

Соловьев С.М. Сочинения: В 18 книгах. М., 1986 – 1996

Черепнин Л.В. Земские соборы в Русского государства в XVI — XVII вв. М., 1978.

Шишов А.В. Минин и Пожарский. М., 1990.

 


 

 

До сих!!!



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 401;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.