Перемещение политического центра Руси из Киева во Владимир


 

С наступлением периода феодальной раздробленности упало политическое значение Киева как центра единого государства. Постоянные половецкие набеги разорили южные земли Руси и вынудили население этих районов активного земледелия искать новые места жительства. Одним из таких мест стала Ростово-Суздальская земля, одинаково удаленная и от половецких племен, и от беспокойных западных границ. Активное освоение Северо-Восточной Руси началось еще при Владимире Мономахе основавшем города Владимир, Переяславль-Залесский. В 30-е г. XII в. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева. Сын Мономаха Юрий Долгорукий построил и укрепил города Звенигород, Москва, Юрьев-Польской, вел одновременно успешную борьбу за великий княжеский стол в Киеве. с середины XII столетия Владимиро-Суздальское княжество начинает именоваться великим, а некоторое время спустя во Владимир переезжает жить киевский митрополит (1299 г.). Северо-восточные земли становятся духовным центром Руси и играют заглавную роль на территориях, составлявших наследие киевской Руси.

Сын Долгорукого князь Андрей Боголюбский, избрав центром своего княжения г. Владимир-на-Клязьме, послал в 1169 г. свои войска на Киев, который лишь номинально оставался главным городом Руси. Владимирское войско под командованием княжича Мстислава Андреевича взяло Киев и подвергло его трехдневному разграблению. Затем Андрей Боголюбский безуспешно попытался подчинить себе Новгород. Он добивался утверждения своей неограниченной власти и погиб в результате заговора бояр. Отмечая властолюбивый характер Боголюбского, Н.М.Карамзин писал о нем: “... отменил несчастную систему уделов, княжил единовластно и не давал городов ни братьям, ни сыновьям”[116]. С 1174 по 1177 г. развернулась борьба за главенство между ростовскими и владимирскими князьями и их боярами. Ее итогом стало вокняжение во Владимире Всеволода Большое Гнездо (князь имел большую семью). Власть Всеволода распространялись на всю Северо-Восточную Русь. После его смерти титул Великого князя владимирского продолжает оставаться верховным в русских землях, но само Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько уделов, поделенных между многочисленными сыновьями Всеволода Большое Гнездо.

Особенности экономического и социального укладов Владимирского великого княжества сыграли существенную роль и в исторических судьбах будущего Московского государства. Первоначально основой системы хозяйства Северо-Восточной Руси являлись различные промыслы, охота и рыболовство. Однако по мере притока населения из Южной Руси, особенно увеличившегося после битвы на р. Калка, все большее значение приобретало земледелие. Но неблагоприятные климатические условия, сложность разработки лесной местности под пашню, небольшое количество земельных угодий, пригодных для нее, обусловили господство мелких крестьянских хозяйств, их невысокую производительность, активную миграцию.

Наличие больших свободных территорий, собственником которых являлся владимирский князь, и приток больших масс безземельного населения привели к тому, что в Северо-Восточной Руси первоначальной становится (в отличие от Киевской Руси) княжеская собственность, а общинная по отношению к ней — лишь вторичной. В результате активного этнокультурного синтеза прибывавшего на владимирскую землю южно-русского населения и местных финно-угорских племен начинается формирование великорусской народности.

Политическим идеалом владимиро-суздальских князей на фоне бедствий, усобиц и судьбы Андрея Боголюбского становится неограниченная монархия. В интересах ее создания и борьбы с боярскими привилегиями северо-восточные князья активно опираются на помещиков-дворян, имевших богатый фонд земельных пожалований за службу. Преимущественно сельское население в известной степени ускорило процесс забвения идеалов вечевого устройства городов Древней Руси. В.О.Ключевский подчеркивал, что именно во Владимиро-Суздальской Руси формируется юридически закрепленное понятие о князе как о личном собственнике удела и полновластном господине его населения.

Таким образом, феодальная раздробленность явилась, как выше уже отмечалось, закономерным этапом в истории российской государственности. Военно-религиозная агрессия Запада и монголо-татарское нашествие раскололи территорию и общество Киевской Руси на две части. Одна из них была в определенной мере вовлечена в орбиту европейской цивилизации, а другая отчасти начала тяготеть к восточному типу развития. Тем самым была заложена основа формирования цивилизационного конгломерата в русских землях. Победы над немецкими, шведскими, датскими завоевателями, борьба с литовскими, венгерскими, польскими, монголо-татарскими феодалами продемонстрировали высокие боевые и духовные качества русских воинов. В масштабах Великого Владимирского княжества начали формироваться экономические, социально-политические и психологические устои Московского государства.

 

Источники и литература

 

Артамонов М.И. История хазар. Л., 1969.

Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д.Сухов. М., 1987.

Вернадский Г.Л. Древняя Русь. Тверь, 1993.

Византия и Русь. М..1989.

Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1995.

Гоборев В.Г. Предыстория Руси. М., 1994.

Греков Б Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение М, 1950.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1987.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1997.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса в исторический период. М., 1991.

Древнерусские княжеские уставы X — XV вв. М., 1976.

Забелин И. Домашний быт русского народа в XV – XVII столетиях: В 3 т. М., 1990.

Золотухин Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

История росссийского быта. Материалы Четырнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. Спб., 1999.

История Русской Церкви. Спасско-Преображенский Валаамский монастырь. М., 1991.

Как была крещена Русь. М., 1989.

Кандыба В.М. История русского народа до XII века. М., 1995.

Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского”. М., 1990.

Ключевский В. О. Краткий курс русской истории. Любое издание.

Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872 – 1875 гг. М., 1997.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

Ключевский В.О. Сочинения: В 9т. М., 1987.

Кожинов В.В. История Руси и русского Слова (Опыт беспристрастного исследования). М., 1999.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988.

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

Ловмяньский Г. Русь и норманы. М., 1985.

Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

Менталитет россиянина: история проблемы. Материалы Семнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. Спб., 2000.

Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России. М., 1997.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3т. М., 1993 – 1994.

Мудрое слово Древней Руси XI —XVII вв. М., 1989.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в). М.,1956.

Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

Повесть временных лет. М.; Л. 1950. Ч.1.: Текст и перевод /Подготовка текста и первод Д.С.Лихачева и Б.А.Романова; Ч.2. Прилож. / Ст. коммент. Д.С.Лихачева.

Полное собрание русских летописей. Спб.: Археограф. комис. 1846 — 1921. Т.1-24.М.;Л., 1949 – 1963. Т.25-29. М., 1965 – 1994. Т.29-39. М., 1995.

Правда Русская / Подготовка к печати В.П.Любимова и др. Под ред. Б.Д.Грекова. М.; Л., 1940 — 1963. Т. 1-3.

Рапов О.М. Русская церковь в XI —XII вв. Принятие христианства. М., 1988.

Рассказы русских летописей XV – XVII вв. М., 1976.

Русское православие: вехи истории. М., 1988.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в IX — XIII вв. М., 1982;

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984;

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1996.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

Седов В.В. Восточные славяне в VI — XIII вв. М., 1982.

Славяне и скандинавы. М., 1986.

Соловьев С.М. Сочинения: В 18 книгах. М., 1986 – 1996

Судебник XV — XVI вв. / Под общей ред. Б.Д.Грекова. М.;Л., 1952.

Тихомиров М.Н. Российское государство XV – XVII вв. М., 1979.

Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории. Киев, 1987.

Третьяков П.Я. Восточно-славянские племена. М. 1953.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л., 1980.

Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.


 

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 823;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.