Цивилизационный подход к познанию исторической истины: “цивилизация” как типологическая единица истории
Если формационная теория абсолютизирует линейность (от формации к формации) развития и экономическую составляющую истории, то цивилизационный подход предполагает многовариантность и цикличность исторического процесса.
На рубеже XIX – XX вв. и особенно в XX в. в исторической науке значительное развитие получили различные цивилизационные теории.
Своеобразная концепция цивилизационного развития истории была выдвинута немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936 гг.) в его двухтомном труде “Закат Европы” (1918 – 1922 гг.). Согласно концепции О.Шпенглера история человечества не может быть представлена в виде единого процесса, а состоит из множества мощных культур, которые: рождаются; растут; выполнив свое предназначение, умирают.
Квинтэссенцией цивилизационного подхода к истории является концепция английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889 –1975 гг.), изложенная в его двенадцатитомном труде “Постижение истории”, над которым ученый работал около 30 лет (1934 – 1961 гг.). В основе концепции А. Тойнби лежит идея круговорота локальных цивилизаций, их совокупности.
Любопытную схему исторического развития человечества предложил немецкий философ Карл Ясперс (1889 – 1969 гг.). По его схеме, представленной в работе “История истории и ее роль” (1948 г.), человек, эволюционизируя, как бы отталкивается от своей основы: сначала — от доистории; затем — от возникновения великих культур древности; на следующем этапе — от “осевого времени”, т.е. времени становления мировых религий; и, наконец, от научно-технической эпохи, преобразующее воздействие которой мы испытываем на себе.
Из современных концепций цивилизационного подхода к истории заслуживает внимания концепция финского ученого и общественного деятеля Пекка Кууси. В оригинальном труде “Этот человеческий мир”, опубликованном в 1985 г., П. Кууси предпринял попытку создать всеобъемлющую концепцию эволюции человека — и как биологического вида, и как носителя культуры. Ученый предложил свое видение становления и развития Вселенной и человечества через этапы космической, биологической и культурной эволюции.
Во второй половине XX в. историческая наука в большинстве стран мира заняла ведущие позиции среди общественно-гуманитарных наук. Она является одним из основных источников духовного сплочения народа любого государства, воспитания у него чувства гордости за свою страну, верности ее идеалам и традициям.
В США была опубликована “История мировой цивилизации” под редакцией М.С. Сэвела. Во Франции были изданы 20-томное историческое исследование “Народы и цивилизации” под редакцией А. Альфока и Ф. Саньяка, “Всеобщая история цивилизации” под редакцией М. Крузе и др. Многочисленными и разнообразными изданиями обогатилась историческая наука и в других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Во второй половине XX в. появились новые крупные проблемы исторического исследования: история космической эволюции человека; проблема происхождения ставших известными исторической науке многих памятников прошлого, история Библии, история Корана и т. д.
Российская историческая наука развивается сегодня в русле основного направления эволюции всемирной исторической науки. При этом она использует все богатство мировой истории.
В цивилизационном подходе к изучению истории особое место занимает категория “цивилизация”.
В данной связи требуются отдельные рассуждения о ней.
А. Тойнби определял цивилизацию как единый общественный организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Определяющим в этом механизме является ментальность, сформировавшаяся через воздействие целого ряда факторов, в том числе духовных, политических, социально-экономических. Сформировавшаяся ментальность становится одной из главных движущих сил исторического процесса.
Схожие мысли были высказаны за 50 лет до А.Тойнби русским историком Н.Я. Данилевским в рамках его теории культурно-исторических типов.
В настоящее время эти идеи успешно развиваются профессором МГУ Л.И.Семенниковой.
Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.
В истории человечества существовало и существует множество цивилизаций. Тот же А. Тойнби, например, в начале своего научного поиска определил 108цивилизаций, затем сократил их число до 27, а остановился на 13 основных цивилизациях.
Приведенное выше определение цивилизации — одно из наиболее простых для усвоения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что цивилизация— это магическое, завораживающее слово, несет сегодня в себе огромную и, что особенно важно, многозначную смысловую нагрузку.
В силу универсальности и многозначности категории “цивилизация” она трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток его сформулировать. Например, археолог Р. Лоури (США) назвал цивилизацию “беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев”[31] (чувствуется, что такую дефиницию мог дать именно археолог). Наиболее распространенными, как показывает анализ исследовательской литературы, является сегодня употребление термина “цивилизация”, по крайней мере, в четырех значениях.
I. “ЦИВИЛИЗАЦИЯ”как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию варварства, подобно тому, как варварство сменило стадию дикости.
II. ”ЦИВИЛИЗАЦИЯ”как духовные институциональные гуманистические противовесы, блокирующие негативные, антигуманные проявления, присущие стадии цивилизации (1-е значение). В этом смысле говорят о “цивилизованном обществе”, о “цивилизованном человеке” в отличие от варвара и дикаря.
III. “ЦИВИЛИЗАЦИЯ”как определенный региональный тип культуры (или “культурно-исторический тип” или “высокая культура”), который может характеризоваться чертами дикости (в соответствии с взглядами культурных антропологов — Леви-Стросса и др.) или чертами варварства и цивилизации в 1-м значении), согласно взглядам А.Дж.Тойнби или С. Ханингтона. А. Дж. Тойнби противопоставляет “цивилизации” (типы культур), которых теперь осталось 13 основных — 650-ти “примитивным обществам”.
IV. “ЦИВИЛИЗАЦИЯ”как заключительный, агонизирующий этап определенного типа культуры, когда искусственные механические связи сменяют связи органические. В этом значении термин “цивилизация” употреблял О. Шпенглер, говоря о закате фаустовской культуры (культуры Запада).
Представляет интерес и концепция современного историка профессора МГУ Л.И.Семенниковой, которая в ряде своих работ рассматривает цивилизацию как типологическую единицу истории. Ученая определяет основные образующие признаки цивилизации: географическая (или природная) среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия; духовные ценности; политическая индивидуальность[32].
Цивилизация имеет несколько типов своего существования. Тип цивилизации — тип развития определенных народов, этносов. Объединение цивилизаций в типы осуществляется по результатам анализа общественно-исторического развития и по следующим основаниям: общность социально-экономического развития; взаимопереплетение культур; схожесть менталитетов; наличие общих интересов и перспектив развития.
История человечества знает следующие основные типы развития цивилизаций: замкнутый; циклический; интенсивный.
Цивилизации замкнутого типа развития — это народы, живущие в рамках годового природного цикла, прохождение которого от поколения к поколению не меняется. К подобным этносам относятся эскимосы, индейцы, некоторые племена бассейна р. Амазонки и др. Характерными чертами цивилизаций этого типа являются следующие. Они существуют вне исторического времени, им неизвестны понятия будущего и прошлого, для них существует время текущее и время мифическое, в котором живут боги, души предков и потомков.
Для этих этносов характерны одни и те же верования, приемы производства, установившийся ритм жизни в рамках природного цикла. Новое поколение повторяет тот же путь развития (от рождения до смерти), что и предыдущие.
Неизменность образа жизни в социумах данного типа поддерживается путем табу. Попытка же изменить сформировавшиеся устои карается смертью или изгнанием.
В цивилизациях замкнутого типа нет внутренних стимулов для изменения существующего порядка, оно возможно лишь извне. Распространение других типов цивилизаций в рамках цивилизаций названного типа ведет, как правило, к гибели последних.
Цивилизации замкнутого типа развития по сравнению с другими имеют ряд существенных достоинств: глубочайшее познание природы; богатейшее абстрактное мышление; экологическая чистота этих цивилизаций и т.д.
Из-за вмешательства извне таких цивилизаций в чистом виде практически не осталось.
Цивилизации циклического, или восточного типа развития. К ним можно отнести Индию, Китай, Турцию и т. п. Часто подобные общества называют традиционными. Основные параметры цивилизаций циклического типа заключаются в следующем:
— общество, личность существуют в рамках исторического времени, т. е. в прошлом, настоящем и будущем. Боги рассматриваются как часть природы, окружающего человека мира. В сознании людей земное и внеземное религиозное время текут одновременно: души предков, потомков и живущих существуют одновременно;
— общественное сознание носит харизматический характер, личность рассматривает общество через религиозное сознание. Главным ценностным ориентиром для человека и общества выступают постижение смысла бытия, достижение высших духовных идеалов, а не рутина повседневной жизни. Характерным является и харизматическое отношение личности, социума в целом, к духовным лидерам;
— эти общества существуют на принципах коллективизма. Общественные интересы, цели, идеалы имеют приоритет над личностными.
Основной ячейкой общества является община: родовая; клановая; кастовая; религиозная; корпоративная.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 635;