Отношения науки и религии в дохристианскую эпоху
По поводу отношения греческих философов к религии Вайнберг говорит, что в текстах Демокрита к объяснению мира не привлекается идея о богах, и Эпикур (341-271 гг. до н.э.) воспринял его тексты как противовес религии. А вот у Платона много рассуждений о Творце. Ксенофану принадлежит дерзкая мысль, что истинная природа богов не познаваема, а антропоморфность – плод человеческой фантазии, «волы изобразили бы богов по образу волов». Вообще, греки, столкнувшись с многообразием народов и их богов, решали эту проблему по-разному. Геродот считал, что египтяне поклоняются Артемиде под именем Бубастис. Иные греки перенимали чужих богов (из восточных культов пришли Дионис и Афродита). Сохранились и тексты, выражающие явное недоверие если не религии вообще, то гаданиям, знамениям и т.д. Кроме того, языческие представления все чаще воспринимались не буквально, а как аллегория, шифр к скрытым смыслам (так сейчас многие советуют воспринимать Ветхий Завет).
Хотя в Греции не было ни священных текстов, ни теологов, за публичное высказывание атеистических взглядов можно было пострадать. Анаксагора прогнали из Афин за то, что он учил, что Солнце не бог, а раскаленный камень. Он оценил и его размер, сказав, что Солнце больше Пелопоннеса.
Что касается эллинистического Египта, Вайнбергу не известно о случаях религиозного преследования в тогдашней Александрии, как и о каком-либо интересе к религии у тамошних философов.
В языческом Риме нужно было поддерживать официальную римскую религию, верить в каких-то дополнительных богов не возбранялось. В Империи были распространены культы Кибелы, Митры, Исиды. От христиан требовали не отречься от Христа, а только поклониться римским богам. Добавим, что во II в. до н.э. в кругах обеспеченных римлян, имевших время на чтение, распространяется греческая философия, в т.ч. идеи Ксенофана о том, что истинная природа богов непостижима, а мифология есть продукт человеческого воображения, и еще более радикальная идея Эвгемера, что боги – всего лишь великие люди, обожествленные когда-то в древности. Религиозность римлян никогда не отличалась глубиной, а теперь просвещенная римская верхушка начинает относиться к религии лишь как к средству управления. Штрих к эпохе: магистраты имели право наблюдать за «небесными явлениями» во время народных собраний и распускать их под предлогом того, что явления «неблагоприятны». Эту политическую астрологию отменили только в 58 г. до н.э. См.: Кузищин, В. И., Маяк, И. Л., Савостьянова, О. И. История древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. – Авт.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1860;