Поздний исламский мир
Вайнберг полагает, что арабская наука пошла на спад уже в ХII в., но признает, что эта точка зрения оспаривается некоторыми историками. Во всяком случае, астрономия и математика не исчезли вместе с халифатом. Так, в 1259 г. в Персии была построена Марагинская обсерватория. Правитель Персии Хулагу преподнес ее в подарок астрологам, предсказавшим его успешные завоевания, но в ней работала династия астрономов: ат-Туси занимался сферической геометрией, составлял астрономические таблицы и предложил улучшения к теории Птолемея, аль-Фариси объяснил радугу расщеплением солнечного света на каплях дождя. Ибн аш-Шатир, живший в ХIV в. в Дамаске, заменил эквант на пару эпициклов. Также он соорудил из эпициклов модель движения Луны, в коей расстояние до нее не болталось туда-сюда, как у Птолемея. Такую же модель в своей ранней работе приводит Коперник, и сейчас считается, что он ее позаимствовал. Также он то ли позаимствовал, то ли переоткрыл кое-что из находок ат-Туси, коего он не упоминает, хотя аж на пятерых арабов ссылается. Гелиоцентрическую теорию ни один арабский астроном всерьез не рассматривал.
В исламских странах продолжалось строительство обсерваторий, из коих, возможно, крупнейшей была Самаркандская, сооруженная в 1420х гг. при Улугбеке. Там уточнили продолжительность звездного года и скорость, с которой прецессирует точка равноденствия.
Ибн Ан-Нафис сразу после окончания правления Аббасидов открыл малый круг кровообращения. А еще он писал сочинения по офтальмологии.
Все же научная революция началась в Европе, а исламские астрономы, занимаясь в основном составлением календарей, не взяли на вооружение телескоп, даже когда он появился. В этом Вайнберг видит свидетельство, что арабская наука все же пошла на спад после Аббасидов.
Ислам и наука
Хайяма считали атеистом и после смерти называли «змеей, жалящей шариат». Сегодня в Иране его редактируют, чтобы смягчить его скептическое отношение к религии. Ибн Рушд ок. 1195 г. был заподозрен в ереси и отправлен в изгнание. Ар-Рази написал «Проделки пророков», где доказывал, что все религиозные чудеса были мошенничеством, а Евклид и Гиппократ полезнее всех теологов, вместе взятых – за это на него яростно нападал Ибн Сина. Аль-Бируни написал биографию ар-Рази, где искренне им восхищался, так что, похоже, разделял его скепсис. Ат-Туси был шиитом и писал теологические работы. Большинство же арабских ученых не оставили о своих религиозных взглядах никаких записей. Вайнберг полагает, что так они скрывали, что не были правоверными мусульманами.
Уже в Х в. в арабском мире появились явные признаки враждебности к науке. Появилась доктрина, согласно которой никаких законов природы просто нет, каждое событие происходит по отдельному и непредсказуемому волеизъявлению Аллаха. В исламе, христианстве и иудаизме часто считалось, что законы природы – это то, как Бог обычно управляет миром, хотя иногда он и совершает чудеса; здесь отвергалось и это. Эту доктрину в ХI в. заново провозгласил аль-Газали (Альгазель), написавший «Самоопровержение философов» и «Начало наук», где сравнивает науку с вином: как вино укрепляет тело, но не подобает правоверному, так наука укрепляет дух, но может завести в ересь. В ХI в. аль-Бируни жаловался на фанатиков, обвиняющих науку в атеизме. В 1194 г. в Кордове, в правление Альмохадов, улемы (религиозные учителя) сожгли все научные и медицинские книги. В 1449 г. фанатики разрушили обсерваторию Улугбека.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1587;