Философия Древней Индии
Зародыши философского мышления в Индии относятся к давним временам (2500 – 2000 гг. до н. э.). Содержание этого мышления отражают Веды, Брахманы и Упанишады. Веды – древние памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой. В состав Вед входят «салихиты» - 4 сборника стихотворных гимнов, молитв, заклинаний. Брахманы – это своеобразный комментарий к текстам Вед, в которых особое внимание уделяется разъяснению смысла древних ритуалов. Упанишады – заключительный этап в развитии Вед. Это общее название разных по своему характеру и размерам трактатов религиозно-философского плана.
Принципы, заложенные в Ведах, Брахманах, Упанишадах, стали основой таких мировоззренческих систем, как: 1) брахманизма; 2) бхагаватизма; 3) буддизма; 4) джайнизма. При этом следует подчеркнуть, что буддизм и джайнизм официально не признали высокого авторитета Вед, но, все-таки, как свидетельствует история, они на них опирались, логично исходили из них.
Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капиле, Патанджали, Джаймини и Бадарайана считаются основателями этих мировоззренческих систем. Они оставили после себя Сутры (священное короткое руководство к обычному праву, законодательству, ритуалу пожертвования, домашней жизни и общественных обязанностей), в которых изложена суть этих учений. И до нашего времени Сутры есть предметом комментариев, дополнений и обновлений соответственно к потребностям исторических условий.
Характерной особенностьюдревнеиндийского мировоззрения есть то, что в нем прослеживается органичный процесс перехода от мифологическо-религиозного мировоззрения к философии.
Анализ первых, собственно философских, систем даршан (даршан – это наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, адекватный термину древнегреческому «философия»), можно представить через такие школы, как йога, санкхья, миманса, веданта, вайшешика, ньяя, чарвака-локаята. Эти школы неоднородны. Неоднородность определяется через отношение к Ведам. Те даршаны, которые признают авторитет Вед: йога, санкхья, миманса, веданта, вайшешика, ньяя, называются астика. А те, которые не принимают авторитет Вед, называются настика: чарвака-локаята.
Философские идеи школы йога (что переводится как соединение, сосредоточение-медитация, выражающее путь или способ практического соединение человека с богом) исходят из своеобразного выяснения вопроса о сущности отношения души и тела, духовного и телесного. Сущность этого отношения в беспрерывном самосовершенствовании души и тела путем самоуглубления человека в свой внутренний мир, что реализуется через непосредственное видение и переживание. Это учение искало способы «укрощение мысли», т.е. способы абстрагирования (предотвращения) мыслей от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли на самой себе. Этой цели служат разные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.д.
Мировоззрение санкхьи – буквально означает число, расчет - базируется на представлении, что в мире существует два самостоятельных начала: пракрити (субстрактная первопричина) и пуруша («Я», дух,сознание). В философском плане пракрити можно понимать как первопричина мира объектов. Пуруша пассивна, но наделена сознанием, что становится его сущностью. Санкхья считает, что мир возник благодаря влиянию пурушу на пракрити. Санкхья как философская школа имеет свою систему категорий. Эти категории есть начало существования (например, зрение, слух, разум, душа, дух и т.д.).
Особенностью древнеиндийской школы миманса - буквально размышление - есть то, что она признает реальность окружающего мира и отрицает роль Бога в сотворении этого мира. Миманса, отрицает идею нереальности, или иллюзорности мира, мгновенности его существования, пустоты или идеальности его. Миманса считает, что мир в целом вечный и неизменный, он не имеет ни начала, ни конца, хотя отдельные вещи в нем могут изменяться, возникать, гибнуть. Признавая мир многообразным, миманса сводит его к нескольким категориям, в, частности, к такой, как субстанция. Субстанция, в понимании мимансы, - это основа всех качеств, которые существуют в 9 модификациях: земля, вода, воздух, огонь, эфир, душа (Атман), разум, время и пространство.
В вопросе познания миманса стоит на позициях сенсуализма. Особое внимание обращает учение мимансы на связь языка и мышления, слова и его значения. Миманса различает вечные, неизменные звуковые субстраты, слова и их конкретные фонетические выражения, которые способны изменяться под влиянием людей.
Древнеиндийская философская школа веданта – буквально означает конец Вед – ярко представляет объективно-идеалистическую систему. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Основой веданты есть обоснования существования Брахмана (Бога), который есть конечной и единой основой бытия. Человеческая душа (Атман) тождественна с Брахманом и его эмпирическим воплощением. Брахман характеризуется как единство бытия, сознания и рая. Реальный мир – это сам Брахман в своем эмпирическом проявлении. В более позднем своем проявлении веданта признает за телом и душой реальность их существования.
Философская школа Древней Индии вайшешика –буквально особенность – характеризуется, прежде всего, тем, что она наиболее тесно связана с естественнонаучными представлениями об обществе. Школа занималась дальнейшей разработкой таких традиционных идей философии Древней Индии: 1) понимание мира как объединение физических элементов – земли, воды, света, воздуха и т.д.; 2) представление, что все предметы и явления действительности (включительно с сознанием и мышлением) есть продуктом первичных атомов – ану. Все объекты физического мира возникают из этих атомов. Сами ану вечны, несотворимы и неуничтожимы, но объекты, которые возникли из них, преходящи, изменчивы, непостоянны. Ану отличаются друг от друга не только качественно, но и количественно, своими размерами и формой. Из соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим чувствам. Перерождение есть всегда результатом постоянного соединения и разъединения атомов.
По учению вайшешика, все существующее обнимает 7 категорий: субстанция, качество, действие, общее, особенное, присущее, небытие. Основной категорией есть субстанция, которая выясняет сущность вещи. Теория познания данной школы строится на базе идей, где предметом познания есть объективно существующий мир. Он познается через восприятие, вывод, память, интуицию.
Оригинальность философской школы ньяя – буквально правило,рассуждение, логика - заключается в том, что она есть вершиной древнеиндийской логики и теории познания. Логика ньяя возникла в процессе обобщения приемов и методов публичных философских выступлений, которые широко практиковались в Древней Индии. Что касается теории познания ньяя, то она выходит из принципа: знание отвечает объективной действительности, которая существует независимо от субъекта познания. Ньяя считает, что существует 4 источника познания: 1) чувственное восприятие; 2) логический вывод; 3) сравнение; 4) словесное засвидетельствование авторитетов.
Среди философских школ Древней Индии исключительное место занимает чарвака-локаята – буквально означает «чар» - 4 , «вак» - слово, «лока» - мир, - которая относилась к настике, т.е. та, которая не признавала авторитета Вед, не верила в жизнь после смерти, отрицала существование Бога, оригинально определяла начало бытия и сущность процесса познания. Мир состоит из 4-х элементов: вода, огонь, воздух, земля. Из этих материальных частиц состоит и человек. Решая вечную философскую проблему – смысл человеческого бытия – чарвака-локаята усматривает смысл человеческого существования в счастье. А счастье понимали как наслаждение, что добывается через деятельность человека, человек сам должен это счастье сотворить.
Также следует отметить, что общей особенностью древнеиндийской философии есть то, что представление о человеке опирается на принцип этики страданий и счастья. Путь избавления от страдания – в правильном образе жизни. Это особенно наглядно прослеживается в джайнизме и буддизме.
Джайнизм важнейшей своей проблемой считал проблему личности. Исходным положением этого является следующее:
1) Признание двойственности природы личности: материальной и духовной.
2) Их соединение при помощи кармы ведет к возникновению индивида.
3) В каждом человеке происходит борьба доброй и злой кармы.
4) Индивид способен освободиться от злой кармы, а затем может вырваться из колеса сансары.
Главным для избавления от сансары являются суровая ахинса (непричинение зла живому) и аскетический образ жизни. Для того, чтобы душа могла перейти в совершенное состояние, необходимо отказаться от всякой собственности, даже от одежды, и не делать ничего такого, что могло бы привести к гибели живого существа (например, пахать землю, ходить по ней осторожно и т.д.). Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой 3 драгоценности (триратна). В ней говориться о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Добропорядочность достигается путем ненасилия, милосердием, правдивостью, неприсвоением чужого добра, честностью.
Нельзя в этом контексте не отметить и буддизм (вспомните его основные положения, которые Вы учили по религиоведению).
Важной особенностью древнеиндийской философии есть ее связь с медициной и фармацией. Аюрведа – главное произведение индийской медицины. Философские идеи, которые изложены там, оказывают существенное влияние и на современную медицину и фармацию. Сегодня сторонников Аюрведы насчитывается более 2-х тысяч. Аюрведа – это наука о жизни (аюс – жизнь, веда - знание), которая была создана 3 тысячи лет тому назад.
Главные принципы этой медицины основывались на Ведах. Аюрведа – это не просто наука о сохранении здоровья и жизни, а знание, основанное на мудрости Вед. Если тело человека есть проявление священной энергии Пракрити, то сознание – Пуруши. Основная роль здесь принадлежит сознанию. Освобождение от болезни зависит от того, может ли человек войти в контакт со своим сознанием, или нет. Для этого необходимо установить равновесие 3-х доший, которые составляют тело человека – Ваты (ветер), Питты (желчь), Капхи (слизь). Эти доши являются основой восточной медицины.
Таким образом, рассматривая философию Древней Индии, мы можем отметить, что главной особенностью ее есть то, что она сформулировала идею единства души и тела, духовного и телесного, сознания и материи, активно-деятельной сущности и человека, и мира.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3616;