Раннегреческая философия и ее особенности: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит
Раннегреческая философия (7-5 вв. до н.э.) возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе (с греч. фюзис). Поэтому, первые древнегреческие философы, которых называли физиками, были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?» Поэтому главная особенностью ранней классики – есть натурфилософия.
Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Античная философия начинается с Фалеса (около 625 - 547 гг. до н.э.) – математика, астронома. Он выдвинул идею первоосновы всего - субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.
Приемник Фалеса Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Это вечно живой источник новообразований:
Третий представитель милетской школы - Анаксимен (ок. 585 - 525 гг. до н.э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Воздух способен превращаться в воду, огонь и во все разнообразные предметы, которые нас окружают.
Основателем другой философской школы является Пифагор (584-500 гг. до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: «Все есть число»; «Число владеет вещами». Числа создают космический миропорядок. Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.
Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский (ок. 544 - 483 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь это субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях как первоначала, конкретная стихия. Гераклит был основоположником первой исторической формы диалектики – философского учения о развитии и всеобщих связях в природе, обществе и сознании людей. Особое внимание он уделяет движению как источнику единства и разнообразия мира. Главный принцип его наивной диалектики – Panta rei (все течет, все изменяется). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Отсюда, все связано между собой, обуславливает и переходит друг в друга. Источником развития, исходя из этих размышлений Гераклита – есть борьба противоположностей. «Борьба – отец всего и всему царь… борьба всеобща… одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом… противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается». (Антология мировой философии. – Т.1, ч.1. – М., 1969. – С. 276).
В вопросе онтологии Гераклит стаял на позиции неисчерпаемости познания. Гераклит был из первых философов, кто поставил проблему сознания и души. Он разделял идею бессмертия души, считая, что смерть является одновременно рождением души для новой жизни. Итак, философия Гераклита – это вершина интуитивно-диалектического понимания мира и человека.
Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского, физического и естественнонаучного подхода в объяснении первоначала мира.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 10010;