Тема 8.1. Сущность деловых игр


Существуют различные определения деловых игр.

Джон Р. Карсон определяет деловые игры как упрошенные математические абстракции хозяйственных ситуаций. Участники игр (поодиночке или группами) управляют целой фирмой или ее подразделением, принимая управленческие решения в следующие друг за другом периоды времени.

По А.Л. Лифшицу, деловую игру можно определить как имитацию хозяйст­венной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта.

Деловые игры разбивают на два класса:

1) общие управленческие игры, или игры по управлению хозяйственными организациями в целом;

2) функциональные игры, которые создаются для обучения конкретным приемам управления в таких направлениях, как маркетинг, управление запасами, издержками производства и др. Они нацелены на низшее и среднее управлен­ческое звено.

Общие управленческие игры создаются в высшем управленческом звене, где все основные функциональные подразделения предприятия используются для достижения его основных организационно-деятельностных целей (максимальная масса прибыли, доход от инновационных инвестиций, достижение определенного уровня продаж, овладение определенной долей рынка).

К ним относятся следующие виды деловых игр:

- проблемные деловые игры;

- проблемно-ориентированные деловые игры;

- апробационно-поисковые игры;

- инновационные игры.

Инновационные игры используются для решения наиболее сложных социально-экономических задач, когда требуется объединение усилий различных направлений. Они базируются на основе предъявляемой игрокам исходной информации о финансово-экономическом состоянии реальной хозяйственной системы.

В инновационных играх рассматриваются кризисные ситуации, в которых инновационно-инвестиционная деятельность предполагает повышенную мотивацию и ответственность высшего управленческого звена в выработке решений, выводящих объект управления из кризиса.

Инновационные игры учат важным навыкам планирования и своевременного принятия решений. Это достигается с помощью трех видов изменения времени:

- сжатия времени. С помощью вычислительной техники можно за несколько часов имитировать годы управленческого опыта. Сжатие времени позволяет игроку видеть как непосредственные, так и долгосрочные результаты своих решений;

- введения лага. В игру целесообразно встраивать временные лаги, чтобы была возможность принимать решения за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация как последствие этих решений;

- аккумуляция времени. Это позволяет игроку видеть, как одни его решения опираются на другие и поэтому должны подчиняться долгосрочной политике и общим целям.

С помощью его можно:

- превращать специалистов узкого профиля в специалистов широкого профиля;

- руководители, которые замкнулись в рамках своей специальности, смогут получить правильное понимание совокупной инновационной деятельности компании;

- возможность отменить решение, которое оказалось плохим;

- используя имитацию, можно экспериментировать с различными альтернативами;

- можно вернуться назад к некоторому моменту игры и изменить ситуацию, принимая ряд решений, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными.

Тема 8.2. Методика подготовки и проведения игр

Разработка игры начинается с определения ее темы и учебных целей. В теме отражаются: характер деятельности, масштабность управления, состав инвестиций, условия обстановки (примеры тем: экономическая эффективность повышения качества продукции, эффективность внедрения автоматизированных поточных линий на машиностроительном предприятии и др.).

После формулирования темы устанавливаются общие учебные цели, которые должны точно определить:

- для чего проводится данная деловая игра;

- категорию обучающихся;

- чему именно следует обучать;

- какие результаты ожидаются в итоге.

Примеры учебных целей:

- показать, как нужно выполнять какую-либо конкретную задачу;

- научить анализу исходной производственно-хозяйственной, инновационной ситуации;

- показать, как следует принимать решения в определенном виде иннова­ционной ситуации;

- привить практические навыки в выполнении служебных обязанностей уста­новленной категории должностных лиц в определенном разделе инновацион­ной деятельности;

- проверить уровень подготовленности участников в определенном виде инно­вационной ситуации.

Учебную цель ставит руководитель игры, а участники ставят перед собой цели в соответствии со своими игровыми должностями.

После определения учебных целей целесообразно разделить игру на отдельные этапы.

Следующий момент игры содержит план подготовки и проведения деловой игры. Основные позиции плана:

- разработка проспекта (название игры и ее общие учебные цели; исходную обстановку, с указанием состава и состояния производственно-экономических систем; суть производственно-экономической ситуации и динамику ее изменения; основы составления общих и частных моделей игры; методика использования оргтехники; состав участников и их роли; последовательность и сроки разработки материалов игры);

- разработка сценария (сценарий разбивается на фрагменты, а фрагмент - на эпизоды; устанавливается технологическое и экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель; составляются тесты информационных сообщений; выполняются технико-экономические расчеты; анализируется время, необходимое участникам игры на оценку обстановки, обсуждение, выполнение технико-экономических расчетов и на принятие решений);

- разработка программного обеспечения с контрольным примером по сценарию включает: операционную среду, пакеты программ общего назначения, программы, разработанные для конкретной инновационной игры;

- составление методических материалов (определение места проведения деловой игры и потребности в материальном обеспечении; прилагается проспект и сценарий деловой игры, алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ, задание слушателям);

- разработка задания (включает три части: описание технологического и финансово-экономического фона игры, справочные материалы, организационные указания);

- экспериментальное проведение деловой игры (игра начинается с объявления руководителем темы деловой игры и ее временного начала; определяется план игры; вручается вводная исходная информация; принимаются действия и решения;

- завершается игра подготовкой и формированием заключительных решений ее участников);

- разбор деловой игры (делается анализ положений и действий участников игры; дается оценка действиям основных участников деловой игры).

Игра завершается подготовкой и формированием заключительных решений ее участников.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 365;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.