Доверие. Значение сектора некоммерческих организаций
Собственно, если высокая степень оппортунизма ведет к росту транзакционных издержек и снижению дохода, то противоположную категорию – доверие – можно рассматривать как своего рода капитал, увеличивающий доход. Высокая степень доверия при низком оппортунизме ведет к более высокой эффективности производства по сравнению с ситуацией отсутствия доверия и высокой склонностью партнеров к оппортунизму.
Такой подход к характеристике доверия связан с именем Ф. Фукуямы[48]. Доверие Фукуяма рассматривает как важнейшую часть «человеческого капитала» – знаний, квалификации работников, их умения общаться друг с другом. В свою очередь, способность к общению во многом зависит от того, в какой степени те или иные сообщества придерживаются схожих норм и ценностей и могут подчинять интересы отдельных личностей интересам больших групп. Последнее, очевидно, требует достаточно высокой степени доверия.
Ф. Фукуяма указывает, что снижение доверия имеет самые существенные последствия как для демократической системы управления государством, так и для экономики. «Уже сейчас США расходуют на содержание полиции значительно больше, чем другие промышленно развитые государства, а количество заключенных в тюрьмах составляет более одного процента населения страны. И на юристов, обеспечивающих гражданам возможность судиться друг с другом, в США тратят значительно больше, чем в странах Европы и Японии. Обе эти статьи расходов, составляющих значительную часть валового внутреннего продукта, представляют собой как бы прямой налог, возникающий из-за доверия в обществе. В перспективе экономические последствия могут стать еще более глубокими; способность американцев создавать новые организации и работать в них, возможно, начнет уменьшаться, так как разнообразие таких организаций будет приводить к снижению уровня доверия и создавать новые барьеры на пути взаимодействия. Помимо материального капитала США расходуют и запас капитала общественного. Норма сбережений давно уже недостаточна для обеспечения обновления промышленных мощностей и объектов инфраструктуры, и темпы пополнения общественного капитала в последние годы также стали замедляться»[49].
Как указывает Фукуяма, существуют три основных пути социализации: первый основан на семейных и родственных узах, второй – на добровольном объединении, не зависящем от родства (учебные заведения, клубы, те или иные профессиональные союзы); третий путь – этой государство. Имеются и три соответствующие им формы организации экономической деятельности: семейное предприятие, корпорация с профессиональной системой управления и организация (фирма), находящаяся в собственности или под опекой государства. Первый и третий пути тесно связаны друг с другом: культуры, в которых главный путь к объединению – это семейно-родственные связи, с большим трудом создают крупные и прочные экономические структуры и поэтому нуждаются в инициативе и поддержке правительства. С другой стороны, общества, в которых имеются условия для создания добровольных объединений, могут создавать большие экономические организации стихийно и не нуждаются для этого в помощи государства.
Практически все фирмы первоначально основываются как семейные предприятия, то есть ими владеют и управляют родственники. По мере роста предприятия темпы и масштабы развития требуют участия более широкого круга людей, чем может обеспечить семья. Прежде всего начинает давать сбои система управления предприятием: даже в большой семье, члены которой – способные, образованные люди, число компетентных родственников ограничено, и рано или поздно возникает дефицит кадров для управления стремительно разрастающейся компанией. Семейная система владения нередко сохраняется в течение длительного периода, но и здесь по мере роста предприятия возникает потребность в капитале, которую одна семья удовлетворить не в силах. Семейные права контроля и управления частично подрываются при использовании банковских займов, что предоставляет кредиторам определенные возможности участия в управлении предприятием и еще более – открытой подпиской на акции. Нередко получается, что семья, основавшая то или иное предприятие, постепенно выходит из него, а само предприятие выкупают сторонние инвесторы.
На этом этапе своего развития семейные предприятия должны решить важнейший вопрос: удерживать ли права контроля в рамках семьи, что нередко означает сохранение малых масштабов предприятия, или уступить их и стать фактически пассивными акционерами. Если выбирается второй вариант, семейное предприятие превращается в современную корпорацию с соответствующей структурой. Владельцев-основателей фирмы сменяют менеджеры-профессионалы, отбираемые не по признаку родства, а по критериям компетентности в тех или иных аспектах управления. На место непосредственного подчинения хозяину фирмы приходит иерархическая структура начальников и руководителей среднего звена, ограждающая высшее руководство от потоков поступающей снизу информации. Управление крупным предприятием требует создания децентрализованного механизма принятия решений по подразделениям компании, которые высшее руководство рассматривает как самостоятельные отделения со своими балансами.
Тем не менее такой подход, акцентирующий внимание исследователя на доверии и этических нормах, кажется не совсем правомерным. В частности, наибольшее значение этическая координация имела в традиционных, доиндустриальных обществах; в процессе же индустриализации и перехода к современной информационной экономике моральные нормы все больше заменяются четкими юридическими обязательствами.
Права собственности и другие экономические институты действительно необходимы для создания современных корпораций, однако они являются необходимым, но не достаточным условием благосостояния современных обществ; они могут эффективно функционировать лишь в сочетании с определенными традиционными общественными и этическими нормами. Договоры и контракты позволяют незнакомым людям, не имеющим оснований для взаимного доверия, работать друг с другом, но эта работа будет гораздо более эффективной, если такое доверие есть.
Вопрос о наличии стихийной, естественной способности к общению и объединению имеет особое значение, поскольку подобные традиционные этические устои и обычаи не могут быть приняты как некая данность. Богатое и развитое гражданское общество не обязательно возникает из логики успешной индустриализации[50]. По мнению Фукуямы, Япония, Германия и США стали ведущими мировыми промышленными державами во многом благодаря тому, что имели в достаточном количестве общественный капитал и естественную способность к общественному поведению, а не наоборот. В этих странах мощные компании и организации сложились на основе частного сектора. Хотя время от времени государство оказывало поддержку неэффективным отраслям промышленности, способствовало развитию технического прогресса и организовывало работу крупнейших предприятий – телефонных компаний и почты, степень такого вмешательства была относительно невелика. Для этих стран характерно сравнительно равномерное распределение предприятий по типам (малые, средние, крупные). Если же говорить о фамилистских обществах, к которым Фукуяма относит Тайвань, Китай, Италию, Францию, то распределение предприятий по типам здесь имеет седлообразную структуру. (На одном полюсе –малых предприятий – находятся семейные фирмы, на другом – крупных предприятий – государственные. Что же до средней части спектра, то здесь имеется провал).
Рис. 10.1. Распределение объёмов производства по размерам фирм в различных типах национальной экономики
Доверие возрастает по мере роста степени социализации. Последняя эффективно осуществляется в рамках некоммерческих организаций: церкви, профсоюзов, школьных родительских комитетов, клубов, торгово-промышленных палат и т.д. Во многом пафос работы Фукуямы связан с тем, что численность членов добровольных объединений в США снижается. И хотя количество лоббистов в США растет, но члены подобных организаций зачастую практически не общаются друг с другом, их обязанности ограничены уплатой взносов, а права – получением информационных бюллетеней.
Коротко остановимся на статусе некоммерческих организаций в России. Некоммерческая организация (далее – НКО) является юридическим лицом. В соответствии с гражданским законодательством России это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. НКО, также как и фирма, имеет собственный баланс и смету (финансовый план).
НКО – такое юридическое лицо, которое не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, и не распределяет полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Особенности создания и деятельности НКО установлены Федеральным Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. В настоящее время в этот закон внесены поправки, вызвавшие большой общественный резонанс. Новая редакция закона от 02.02.2006 (№19-ФЗ).
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2041;