Понятие конституции, её сущность и значение.
Со времен Великой французской революции по поводу понятия конституции идут споры. В этом споре одни утверждают, что государств без конституции не бывает, т.к. устройство органов и статус личности существует в любом государстве. Другие полагают необходимым соблюдение определенных условий. Там, где не соблюдаются права человека и нет разделения властей (а также правового государства, независимости суда и т.д.) конституции нет.
Фактически предмет спора состоит, во-первых, в том, должен ли быть нормативный акт, закрепляющий основы государственного строя и, во-вторых, в том, любое ли государство, где строй закреплен нормативно, может считаться конституционным, или государственные принципы должны по содержанию отвечать сложившему представлению о конституционном устройстве.
Относительно объяснения сущности конституции известны следующие теории[Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции].
1. Формально-юридическая теория. Согласно её положениям, Конституция – это основной закон, определяющий институты, принципы осуществления власти организации правительства и отношения правительства и управляемых, независимо от содержания этого закона.
2. Естественно-правовая теория. Для её сторонников конституция – это воплощение естественного права.
3. Социологическая теория. На ней необходимо остановиться подробнее. Родоначальником этой теории стал Ф. Лассаль [Лассаль Ф. О сущности конституции]. Фактическую Конституцию, утверждал он, имеет любое государство, иначе оно было бы анархией. Конституция и закон по существу однородны, но между ними есть различия: она более неприкосновенна, порядок её изменения особый. Действительной руководящей силой и для конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен. Частью социологической теории является деление конституций на материальные и формальные, а также юридические и фактические. Смысл и того, и другого деления состоит в том, чтобы показать отличие действительного соотношения сил и фактического устройства государства от того, который закреплен на бумаге. В случае расхождения возникает ситуация фиктивной конституции.
4. Марксистско-ленинская теория стала развитием и уточнением социологической: конституция – это соотношение сил в классовой борьбе, а экономическая власть выступает действительной основой политической власти.
5. Социально-генетическая теория рассматривает конституцию через её социальные функции – закрепление доминирования права над властью. Конституция обеспечивает правовыми средствами ограничение власти в государстве и государства в обществе путем деконцентрации полномочий, разделение функций, определение порядка их осуществления и т.п.
Конституция имеет юридическое значение как акт высшей юридической силы, закрепляющий основы правовой системы, а социальное производно от значения и роли в обществе государственной власти, ограничиваемой и организуемой конституцией.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2361;