Московское государство в XVI веке


 

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы приходится на годы правления Ивана III (1462–1505 гг.) и Василия III (1505–1533 гг.). При Иване IV (1533–1584 гг.) Россия значи­тельно расширяет свою территорию, становясь самым крупным государством Европы. В это же время осуществляются важные преобразования, во мно­гом определившие основные грани российской государственности и пути социально-экономического развития страны.

Несмотря на сохранившиеся элементы политической раздробленности (таможенные границы и др.), Россия в XVI в. сделала определенный шаг вперед в социально-экономическом развитии. Основной формой землевладения оставалась вотчина, но во второй половине XVI в. поместья, пожалованные дворянам государем, уже составляют ей серьезную конкуренцию. Продолжает развиваться крепостное право. В 1497 г. «Судебник» Ивана III ввел Юрьев день – 26 ноября. Срок выхода от феодала ограничивался неделей до Юрьева дня и неделей после него. С 1581 г. начинают практиковаться «заповедные лета», в которые запрещается переход крестьян. В 1597 г. при­нимается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Ввиду экстенсивного характера развития сельского хозяйства в неблагоприятных природно-климатических условиях и в ситуации постоянных войн крепостное право становится залогом выживания страны.

 

Население России к концу XVI в. насчитывало 7 млн. человек. Его плотность была примерно в 7 раз меньше, чем в европейских странах. Население городов составляло в среднем 3-8 тыс. жителей (в Европе – 20-30 тыс.). В самом крупном центре – Москве – проживало около 100 тыс. человек. Всего к концу XVI в. насчитывалось 220 городов. Зависимость ремесленников от великокняжеской власти и бояр являлась препятствием для развития в городе буржуазных отношений.

Главными изменениями в социальной иерархии господствующего класса можно считать ликвида­цию статуса удельных князей и повышение роли помещиков. Характерно, что термин «дворяне» почти исчезает в документах с конца XV в. и вновь появляется с 30-х гг. XVI в., но означает он уже не мелких землевладельцев – слуг князей и бояр, а вполне полноправных феодалов – конкурентов бояр-вот­чинников.

Во второй половине XVI в. на южных окраинах России начало складываться казачество («казак» по - тюркски– «вольный человек»). Рост феодальной эксплуатации приводил к массовому бегству крестьян на свободные земли «дикого поля» (на реках Днепр, Дон, Яик). Там они создавали самоуправляющиеся общины, оппозиционно относившиеся к русским и польским феодалам и чиновникам, но охотно выполнявшие пограничную службу за жалование.

В XVI в. в основном заканчивается формирование русской народности. Характерно, что этот про­цесс идет одновременно со складыванием централизованного многонационального государства, вклю­чившего в свой состав этнические общности тюркоязычных, угрофинских и север­ных народов, стоявших на различных ступенях социально-экономического и этнического развития и ос­новательно вросших в иные локально-цивилизационные блоки.

 

Образование мощного централизованного государства, рост влияния России на международные от­ношения, борьба сил централизма и сепаратизма, повышение социаль­ного статуса дворянства – все это привело (особенно в верхах) к активной полемике, появлению новых идей. Так, монах Филофей в конце XV в. выдвинул идею о Москве – Третьем Риме: первый Рим пал от варваров, «второй» (Константинополь) – от турок (захвачен в 1453 г. и переименован в Стамбул – столицу Османской империи), «третий Рим» – истинный хранитель христианства – Москва, «а четвертому не бывать». С этими взглядами вполне согласуется разработанный московским митрополитом обряд венчания на царство Ивана IV (Грозного). Вручая в 1547 г. русскому царю шапку Мономаха и другие регалии, митрополит утверждал божест­венное происхождение царской власти. В 1589 г. Русская православная церковь становится самостоятельной и церковный собор избирает первого русского патриарха Иова.

Социальные противоречия нашли отражение в распространении религиозных ересей. Один из ере­тиков, наиболее радикальный теоретик того времени, холоп Феодосий Косой выступал за равенство всех людей и неповиновение властям. Его учение получило широкое распространение, особенно среди горожан.

Реформ, направленных на ограничение боярского сепаратизма и произвола, требовало дворянство. Его типичным идеологом был талантливый публицист Иван Пересветов, видевший идеал государст­венного устройства в сильной царской власти, опирающейся на дворянство. Идеи И.С. Пересветова во многом стали теоретической основой реформ Ивана Грозного.

 

Конкретную разработку реформ взял на себя неофициальный правительственный кружок из пред­ставителей различных слоев господствующего класса, получивший название «Избранная рада», действовавший в 1547–1560 гг. В нее входили князь А. Курбский, дворянин А. Адашев, священник Сильвестр и др. Реформы коснулись всех сфер жизни, но главным образом – политики, системы управления.

Роль официального высшего законосовещательного органа при великом князе (с 1547 г. при царе) – Боярской думы – к середине XVI в. несколько снизилась. Стремясь опереться на более широкую со­циальную базу, в т.ч. и в борьбе с боярством, царь в 1549 г. созывает первый Земский собор (заседал до 1550 г.). В состав Земского собора входили Боярская дума, Освященный собор (высшее духовенство), представители дворянства, верхушки посада (горожан), стрельцов, казаков, черных (черносошных – государственных) крестьян. Первый Земский собор принял новый «Судебник» и определил основные направления реформ. В отличие от органов сословно-представительной монархии – парламентов ряда стран Европы – земские соборы играли меньшую роль: они собирались нерегулярно, право их созыва принадлежало царю, а решения не были для него обязательными. Но по составу они были гораздо демократичнее дворянских парламентов на Западе.

В годы реформ оформляется система органов исполнительной и судебной власти – приказов, пер­вые из которых возникли еще в 1511 г. Военными делами ведали несколько приказов (Пушкарский, Стрелецкий и др.), финансами – Приказ Большой казны, юридическими делами – Раз­бойный и т.д. Были приказы, руководившие отдельными территориями (Сибирский и др.). В 1585 г. создается Аптекарский приказ, основной задачей которого являлось «остерегательство великих государей здоровья». В его ведении состояли все люди, имеющие отношение к медицинскому делу. Хотя в то время его функции были достаточно узкими, это был один из первых в мире опытов государственного управления медициной, который очень пригодился России в период реформ Петра I.

До реформ Ивана IV управление на местах было в руках бояр-кормленщиков: за военные заслуги боярину поручались административные функции, прежде всего сбор налогов. В его распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. он «кормился» за счет управления подвластными землями. После отмены «кормлений» управление округами (губами) было передано в руки выбранных местными дворянами губных старост, а в городах – излюбленных голов. Было при­нято «Уложение о службе», определявшее порядок несения боярами и дворянами воинской службы, создано постоянное стрелецкое войско, проведены другие реформы.

С 1565 по 1572 г. Россия переживает тяжелое время
опричнины. Царь разделил страну на две час­ти – земщину, управляющуюся по - старому, и опричнину (от слова «опричь» – «кроме»), где самодержавно правил царь. Бояре, которых Иван Грозный обвинял в измене, подвергались репрессиям. Войско опричников грабило земские вотчины, поместья и крестьянские хозяйства. Пик террора приходится на 1570 г. В ходе карательной экспедиции в Новгороде было убито несколько тысяч человек. В это же время начинается чума. Во всех бедах страны царь обвиняет уже руководите­лей опричнины. 100 из них были публично казнены на Красной площади. Лишь необходимость объединения всех военных сил в борьбе с крымским ханом заставила отменить опричнину.

Обычно причины опричнины видели в психической неуравновешенности царя и его стремлении с помощью дворян ослабить боярство. Однако не менее важными представляются следующие моменты. Экономически страна недостаточно созрела для централизации. Проводимые реформы шли медленно и не всегда успешно. Это раздражало царя, и свое недовольство он обращал на инициаторов реформ – членов Избранной рады. Его сподвижников, в свою очередь, не устраивала жестокость и непредсказуемость Ивана IV. В ре­зультате в 1564 г. – опала Адашева, ссылка Сильвестра и бегство в Литву Курбского. Немаловаж­ную роль сыграло и стремление Ивана Грозного в интересах централизации государства добиться неограниченной власти, причем с помощью самых радикальных средств – репрессий и страха.

Во многих источниках Иван Грозный представлен прежде всего как жестокий тиран. Однако объективная историческая оценка должна быть направлена не на личные качества лидера страны, а на то, как он справился с выпавшей на его долю исторической миссией. Миссия Ивана IV заключалась в укреплении государства, обеспечении его выживания и суверенитета. И он ее успешно выполнил.

 

Главной проблемой внешней политики в XVI в. было обеспечение мира на территории бывшей Золотой Орды. Ее решение было связано с объединением русских княжеств и татарских ханств вокруг сильного центра. В сложившихся к XVI в. условиях таким центром стала Москва. Кроме того, существовала необходимость обезопасить границы России от традицион­ных соперников (Ливонии, Швеции, Литвы и Польши), а также обеспечить выход к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям.

В результате русско-литовских войн в начале XVI в. к России отошли земли Северной Украины (с Черниговом и другими городами) и Смоленск. В 1552 г. под руководством Ивана Грозного штурмом была взята Казань, в 1556 г. – присоединено Астраханское ханство. Башкирия добровольно вошла в состав России. В 1581 г. Строгановы (уральские купцы и землевладельцы, одни из родоначальников отечественной промышленности, меценаты, давшие России ряд видных военных и политических деятелей) организуют поход отряда казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем, в результате которого в 1582 г. было завоевано Сибирское ханство.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет (с 1558 по 1583 г.) вел изнурительную Ливонскую войну. Захват русскими 20 городов Ливонии и разгром в 1560 г. войск Ливонского ордена привели в 1561 г. к его распаду и ликвидации ливонского государства. В войну против России вступили Польша и Литва, с 1569 г. объединенные в Речь Посполитую, а также Швеция и Дания. В конце концов России удалось заклю­чить мир без территориальных потерь, но без выхода к Балтике.

 

Таким образом, в XVI в. Россия, наверстывая упущенное во время монголо-татарского ига, пытает­ся совершить форсированный рывок по пути социально-экономического и политического развития. В то же время сложность международной обстановки, постоянные войны, тяжелые условия освоения новых территорий, слабость внутренних торговых связей и другие факторы стимулируют социальное закрепощение большинства населе­ния, усиление деспотической царской власти. Эти факторы, плюс отсутствие единства в элите в конечном итоге приводят к затяжному политиче­скому кризису начала ХVII в.

XVI век, когда происходит складывание мощного Российского централи­зованного многонационального государства, сопровождаемое формированием армии, нового административ­ного аппарата, колонизацией новых земель без ассимиляции нерусских народов, попытками прорыва к морским путям, можно образно назвать временем «моделирования» будущей Российской империи.

Россия в XVII веке

В XVI-XVII вв. в Западной Европе начинается процесс модернизации. Идет становление новой формации – капитализма. Вэкономике это выражается в появлении мануфактур (предприятий, где производство основано на разделении труда и на ручной ремесленной технике) и отмене крепостного права. В социальной сфере – в формировании новых классов – буржуазии и пролетариата. В культуре – в распространении идей гуманизма (свободы личности) и протестантизма (направления в христианстве, отколовшегося от католицизма в ходе Реформации в XVI в.). Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело). Большое значение имело появление в XVII в. современной (экспериментальной) науки.
В политической сфере модернизация находит воплощение в нидерландской (XVI в.) и английской (ХVII в.) буржуазных революциях и развитии парламентаризма. Россию модернизационные процессы практически не задели. Она продолжала развиваться в рамках феодализма. В то же время именно XVII век заложил основы для отечественной модернизации, которая началась при Петре I.

 

Территория России к ХVII в. увеличилась более чем в 2 раза за счет включения новых земель Си­бири, Южного Приуралья и Левобережной Украины. Подвиг русских землепроходцев (Витуса Беринга, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и др.), освоивших Сибирь, – яркая страница, вписанная Россией в историю великих географических открытий XV-ХVII вв. На юге Сибири складывались очаги пашен­ного земледелия, обеспечившие к концу XVII в. хлебом практически всю Сибирь.

К концу ХVII в. Россия занимала 4-е место в Европе по количеству населения (свыше 10 млн. чел.) после Франции (20,5 млн. чел), Италии и Германии. Увеличилось число жителей городов (например, в Москве со 100 до 200 тыс. чел ) и количество самих городов (с 220 до 300).

Результатом развития производительных сил становится массовое мелкотоварное производство (т.е. производство на продажу). Это подготовило базу для распространения мануфактур. Первые мануфактуры возникли еще в XVI в., в ХVII в. их насчитывалось около 30. Существовали частные – посессионные (от слова «по­сессия» – владение) мануфактуры, владельцам которых государство оказывало помощь землей, лесом, деньгами, и казенные (государственные – Печатный двор, Монетный двор и др.). В отличие от воль­нонаемного труда в западных странах, на российских предприятиях применялся труд крепостных и приписных (приписанных к заводу, т.е. тех же крепостных) работников.

 

В 1649 г. Земский собор принял новый кодекс законов – «Соборное уложение». Этот важнейший юридический документ допетровской Руси четко зафиксировал экономическое положение и социаль­ный статус основных сословий (сословие – социальный слой, обладающий закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). В течение ХVII в. дворянство активно добивалось превращения поместья в вотчину. Окончательно этот вопрос будет решен при Петре I, «Соборное уложение» пока предусматривало лишь возможность обмена поместьями и поместья на вотчину.

«Соборное уложение» поставило последнюю точку в закрепощениикрестьян: отменялся Юрьев день, а сыск беглых объявлялся бессрочным. Черносошные крестьяне также прикреплялись к земле, а посадское на­селение – к своим городам. Государство играло все большую роль в производственных отношениях. Этому способ­ствовали не столько растущие «аппетиты» дворянства, сколько внешнеполитические факторы. Например, на содержание войска тратилось более 60% всех государственных расходов.

Большую роль начинает играть купечество. Развитие торговли объяснялось возрастающим естественно-географическим разделением труда в городе и деревне. Так, Черноземье специализировалось на производстве зерна, Верхнее Поволжье – на скотоводстве, Соликамск – на добыче и переработке со­ли, Тульско-Серпуховско-Московский район – на металлургии, и т. д. Бояре, дворяне и мо­настыри стремятся к повышению товарности своих хозяйств. В 1667 г. царское правительство прини­мает новый, явно протекционистский (направленный на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции) Торговый устав, по которому повышались пошлины на импортные товары, а иностранцам разрешалось торговать только оптом и только в приграничных городах. Это способствовало росту отечественного купеческого капитала.

Наличие мелкотоварного производства, мануфактур и крупных торговых состояний в России не привело к складывания буржуазных отношений. Главным препятствием на пути их развития было крепостное право.

 

Для социальной психологии XVII в. характерны резкие перепады от крайне радикальных настрое­ний, выразившихся, в частности, в довольно масштабных народных волнениях, к желанию стабильности, даже консерватизму.

Новым явлением, отразившим рост царской власти и одновременно ее нестабильность, стало самозванство «сверху» (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и «снизу»: беглый холоп, ка­зачий атаман И.И. Болотников представлялся не иначе, как воевода того же несуществующего царя Дмитрия, на роль которого претендовали оба Лжедмитрия. С 1600 по 1850 г. появляются около 100 псевдоцарей.

Но, пожалуй, главным явлением в социальной психологии стало рождениеобщероссийскогопатриотизма. В начале XVII в. Россия переживает один самых сложных этапов своего развития – смуту, время, когда государство могло исчезнуть с политической карты мира. После 7 лет гражданской войны и интервенции у значительной части населения появилось осознание того, что любые личные и групповые интересы (классовые, сословные, территориальные, династические и др.) должны уступить место идее спасения Отечества. В итоге государство выжило и вновь превратилось в мощную европейскую державу.

Процесс централизации государства после смуты начала века находит воплощение в идеолгии. В 1653–1655 гг. патриархомНиконом проведена церковная реформа. Ее целью было введение единообразия в церковные кни­ги и обряды. При этом Никон добивался централизации церкви и власти патриарха не только над мирянами и клиром, но и над царем (за последнее он поплатился ссылкой). Большинство духовенства и мирян приняло реформу. В то же время часть клира (протопоп Аввакум и др.) и населения с ней не согласилась В итоге возникло старообрядчество.

Для многих мирян старообрядчество стало формой социального протеста, причем не только пассивного: восемь лет (с 1668 по 1676 гг.) длилось восстание староверов в Соловецком монастыре; казаки Степана Разина были в основном раскольниками. Общественно-политические взгляды оппозиционных сил если и выходили за рамки религиозных представлений, то ограничивались уровнем обыденного сознания или наивным монархизмом (верой в «доброго и справедливого царя») и критикой от­дельных сторон существующих порядков. Последнее, например, мы видим в сатирических повестях (в «Повести о Ерше Ершовиче», где высмеивались судебная волокита и взятки, и др.).

Официальная государственная идеология нашла отражение, например, в первом печатном сочинении по истории России и Украины, написанном киевским монахом Иннокентием Гизелем. Называлось оно «Синопсис» («описание») и использовалось в ХVII - начале XVIII в. как учебник истории.

 

Наследником Ивана Грозного стал его сын Федор (1584–1598 гг.). При нем фактически страной правил шурин (брат жены) Ивана IV Борис Году­нов, избранный Земским собором на царство в 1598 г.

Это был талантливый политический деятель, пы­тавшийся продолжить реформы Ивана Грозного, но не такими жесткими средствами. К его заслугам можно отнести ряд дипломатических успехов и попытки развития культурных связей с Западной Евро­пой. Стараясь стабилизировать экономическую ситуацию, Борис дает некоторые льготы дворянам и посаду. В то же время ряд историков считают, что именно при Б. Годунове, примерно в 1592 г., был отменен Юрьев день (фор­мально это решение было закреплено в 1649 г.).

1601-1602 гг. отмечены неурожаями и голодом. Цены на хлеб выросли в 100 раз, люди умирали тысячами, а бояре придерживали запасы зерна. Это переполнило чашу терпения народа. В центре страны вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа (1603–1604 гг.). Страна погрузилась в пучину смуты. После внезапной смерти Б. Годунова в 1605 г. к власти приходит Григорий Отрепьев, назвавшийся сыном Ивана Грозного Дмитрием. Большинство историков считают, что Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г., а Г. Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, был самозванцем.

Обещание реформ не спасли его от гибели. Вошедший в Москву вместе с польскими войсками, он не мог рассчитывать на поддержку населения России. Прахом его сожженного трупа восставшие в 1606 г. москвичи зарядили пушку и выстрелили на запад, откуда он пришел. Смута – это не только борьба за власть и территорию, но и классовая борьба (восстание под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 гг. и др.). До 1612 г. столицу и отдельные районы страны контролируют в разное время русские и иностран­ные государи и претенденты на престол, отряды поляков, шведов, казаков, восставших крестьян и дворян.

Гражданская война подтачивает государство изнутри и может привести к его гибели, если в обществе не найдутся люди, поставившие интересы страны в целом выше личных и групповых амбиций. В России XVII в. они нашлись. В 1612 г. ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым наносит поражение польским интервентам. В 1613 г. Земский собор выбирает ца­рем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. В России появляется новая царская династия. Начинается период относительной стабилизации.

Хотя правление царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых считается довольно благополучным периодом, но нередки были вспышки социального протеста. Только за 1630–1650 гг. произошли вос­стания в 30 городах. Наиболее масштабным выступлением стала крестьянская война под водительством Степана Разина (1670–1671 гг.).

 

В политической жизни общества ведущей тенденцией становится постепенный переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. С 1653 г. прекращается созыв земских соборов. В Думу попадает все больше бояр, отмеченных не родовитостью, а заслугами перед царем. Выборы пяти царей (Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, польского королевича Владислава и М.Ф. Романова) свидетельствуют не о демократизме власти, а о ее временной неустойчивости. Попытка церкви контролировать царскую власть (при патриархе Никоне) также оказалась неудачной. Централизации власти способствовало назначение в уезды воевод, ведавших всеми делами и сменяемых через два года. Для контроля за административным аппаратом создается подчиненный лично царю Приказ тайных дел. Взамен поместного войска наряду со стрелецкими полками создаются полки «нового строя» с пожиз­ненной службой. Названные процессы получают закрепление в ряде юридических документов, прежде всего в «Соборном уложении» 1649 г.

Внешнеполитические задачи в XVII в. оставались прежними: выживание страны, восстановление единства русских земель, выход к морям. Неоднократные столкновения и войны со Швецией и Крымским ханством – вассалом могущест­венной Турции не решили проблемы выхода России к морю на юге и на севере. Удачнее складыва­лась ситуация на западе. В 1648 г. начинается освободительная война украинского и белорусского на­родов под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. С 1653 г. в нее вступает Россия. Объединенный русско-украинский Земский собор – Переяславская Рада в 1654 г. включает Левобережную Украину в состав России, сохраняя ее авто­номию: Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы самоуправления, под­тверждала сословные права украинского дворянства, казачества и крестьянства (например, крепостное право здесь было юридически введено лишь во второй половине ХVIII в.). В состав России возвраща­лись смоленские и черниговские земли, захваченные поляками в начале века.

Таким образом, в ХVII в. заканчивается вызревание главных черт российского феода­лизма. Основой отечественной экономики является сельское хозяйство, развитие которого носит пре­имущественно экстенсивный характер. Преобладают внеэкономические формы принуждения, главной из которых становится крепостное право. Землевладение имеет тенденцию к превращению земли в ча­стную собственность феодалов. Однако сами феодалы достаточно зависимы от государства. Их психо­логия, образ жизни в основном связаны с развитием дворянства, т. е. служилых людей, а не наследственных землевладельцев – бояр.

Географические факторы, соседство с азиатскими народами, непростые внешнеполитические условия определили значительные отличия западноев­ропейского и российского феодализма, для которого стали характерны некоторые черты так называемого азиатского, или восточного, способа производства. Стремление не отстать в военном отношении от со­седей приводило к периодическим форсированным рывкам, «догоняющему» развитию.

Постепенно в России складывается довольно жесткая сословная иерархия, на вершине которой на­ходится царь и его ближайшее окружение, сосредоточивающие в своих руках всю полноту власти. Роль демократических институтов падает. Сословно-представительная монархия постепенно превращается в абсолютную (с неограниченной властью самодержца – завершение этого процесса произошло при Петре I). Государство активно вмешивается во все сферы жизни, в т. ч. экономику. В то же время такие особенности развития нашей страны сказываются на консервации некоторых традиций, свойственных племенной и общинной психологии, например коллективизма. Для сознания большинства людей становится характерна терпимость, в т.ч. и к бюрократии, обратной стороной которой являются небывалые, скажем, для Европы, вспышки социального протеста во время народных выступлений.

Складывание национального рынка, накопление купеческого капитала и появление мануфактур не приводят к зарождению капитализма. Для этого недостает необходимой свободной ра­бочей силы, независимого от государства слоя промышленных предпринимателей и др. В то же время включение России в европейское разделение труда и необходимость создания боеспособной армии порождают реформаторские настроения в среде российской элиты. Основные направления реформ были разработаны Боярской думой при Алексее Михайловиче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 6657;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.