Музыкальная культура античной Греции и Древнего Рима.
Музыкальная культура Древней Греции и Средневековья.
Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Ещё на заре человеческой истории люди каменного века изготовили первые примитивные инструменты: колотушки и погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Тогда же, за долгие тысячелетия до нашей эры, сложили люди и свои первые песни – песни труда и повседневного быта, песни лирические, заклинания сил природы и другие. Большого развития достигла ритмическая сторона музыки (в связи с пляской).
В рабовладельческом строе музыка была привилегией богатых классов, они имели возможность заниматься усовершенствованием наук и искусств. Музыка стала выразительницей более тонких чувств и широких мыслей, идей. Это предполагало усовершенствование выразительных средств, художественной формы. Всё более закреплялись пентатонные, тетратонные и диатонические лады. Возникли музыкальные системы у индийцев, китайцев, греков и других народов. Изобретена была запись музыки – нотация.
Музыкальная культура античной Греции и Древнего Рима.
Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан в греческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и других обучение музыкальному искусству, его теории, эстетике, приемам исполнения было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греки устраивали в Афинах (дионисии и панафинеи), в Дельфах (агоны пифийские), в Спарте (карнеи, гимнопедии), гимнастические игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты (систр, лира, кифара, духовые (авлос типа гобоя), форминкс – щипковый инструмент типа лиры), поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в Спарте – и чисто военное значение.
Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов. Из этих народных действ и песен в честь бога Диониса возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.
Песни имели особые наименования, указывавшие на их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской – пеанос, песни гуляк – коммос и другие. В народной песенности сложились и первоначальные лады – дорийский, фригийский, лидийский, - которые составили основу греческой «композиторской школы».
Афинская трагедия родилась в 5 веке до н.э.. Основатель трагедии, поэт Фриних из Митилены, сочинил «Финикиянок» («Битва при Саламине»). Это был патриотический отклик на жгучую тему эпохи – на Греко-персидскую войну. Эсхил, сам участвовавший в войне, создал «Персов». Софокл в «Антигоне» воплотил тему конфликта новой государственности и старых родовых традиций и законов. Афинская трагедия была героической.
Трагедия предназначалась для широких кругов свободного населения. Её писали в стихах. Представления разыгрывались актёрами (исключительно мужского пола) под открытым небом, в гигантских амфитеатрах. На его скамьях зрители, нередко прибывшие издалека, проводили целые дни: там принимали пищу, спали, справляли обряды… Театр имел две площадки. Одна – сцена – предназначалась для актёров, другая – орхестра (отсюда слово «оркестр») – для хора из 12-15 человек – мужчин, исполнявших свои песни в унисон, обычно в сопровождении авлоса.
Важную роль греческой музыкальной культуры составила её теория. Пифагор (6 век до н. э.) открыл основы музыкальной акустики и установил так называемый «пифагорейский строй». Платон (5-4 века до н. э.) заложил основы греческой теории ладов, разрабатывал проблемы общей и музыкальной эстетики. Наиболее широко и систематически теория музыки была разработана гениальным мыслителем античности Аристотелем (4 век до н. э.) и его учеником Аристоксеном (4 век до н. э.). Аристотель систематически разработал учение об этосе, т. е. о нравственно-воспитательном воздействии музыки в различных её ладах и жанрах. Аристоксен обобщил и систематизировал теорию ладов, ритма и других элементов музыки.
Древний Рим по-своему продолжает то, что уже было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие, создает новый облик художественной культуры, переживает свой упадок и, наконец, передает, насколько это возможно, эстетическое наследие античности новой культуре средневековья.
В истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы, сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Большое значение также приобрела военная музыка (рога, трубы). В Риме звучат различные инструменты: тибия, кифара, огромная лира, арфа, вавилонская волынка, орган, труба, систр, всевозможные ударные. В Древнем Риме развивается искусство мимов.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 1237;