Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям


Традиционно методика обучения детей ритмике включает три этапа.

На первом этапе детей знакомят с новой ритмической композицией, создают у них целостное представление о музыке и используемых для передачи ее эмоционально-образного содержа­ния движениях.

На этом этапе целесообразно применять «вовлекающий показ» (Г. А. Праслова, С. Д. Руднева), помогающий детям при разучивании ритмической композиции освоить движения, и «опережающий по­каз» (А. И. Буренина), позволяющий своевременно переводить зри­тельное восприятие движений в двигательную реакцию, в результа­те чего движения детей точно совпадают с музыкой.

Рекомендуется также использовать метод создания композиций, привлекая литературные тексты для активизации образного мыш­ления детей, наглядный показ: игрушки, различные предметы, по­зволяющие полнее раскрыть содержание произведения и характер движений. При этом отмечается, что это не должно отвлекать вни­мание ребенка и побуждать его не к исполнению, а к игре, т.е. ис­пользование предметной наглядности должно быть педагогически продуманным.

На втором этапе обучения ритмике осуществляется разучивание музыкально-ритмической композиции, способствующее созданию целостного образа, настроения музыкального произведе­ния. На этом этапе предполагается:

■ уточнение и отработка движений;

■ работа над их выразительностью и соответствием характеру му­зыки;

■ развитие самостоятельности детей, осознанности в выполнении движений.

При этом предпочтительно, чтобы разучивание движений осу­ществлялось под музыку, а не под сухой арифметический счет.


 




На этом этапе предлагается использовать следующие приемы:

■ наглядный показ движений педагогом (с пояснениями);

■ показ исполнения музыкально-двигательных композиций сами­ми детьми, овладевшими способами их исполнения;

■ показ-подсказка педагогом движений условными жестами, ми­микой;

■ словесные указания педагога и др. (Г. Л. Праслова и др.).

На третьем этапе закрепляются и совершенствуются музыкально-двигательные навыки. Детям предлагаются твор­ческие задания, развивающие способность к импровизации, умения самостоятельно комбинировать знакомые и придумывать собствен­ные движения. Это:

■ инсценирование детьми песен, сказок; передача своих чувств, образов музыки в рисунке;

■ сочинение детьми музыкально-двигательных иллюстраций к рассказам;

■ самостоятельный выбор движений, отвечающих характеру му­зыки (из предложенных вариантов);

■ самостоятельные пластические импровизации детей (Г. А. Прас­лова и др.).

Предлагается также использовать метод создания художествен­ного контекста. При этом интерпретации музыкального образа способствует подбор ребенком и педагогом стихов, сказок, произ­ведений живописи, помогающих ребенку осознать содержание музыки и адекватно передать его в движении.

О сформированности двигательных навыков и уровне развития психических процессов ребенка — воли, внимания, музыкальной и двигательной памяти — можно судить по степени самостоятельности исполнения детьми музыкальной композиции и использовании ее в самостоятельной деятельности. О степени же осмысления содержа­ния музыки свидетельствует соответствие движений характеру му­зыки.

В заключение следует отметить, что на всех этапах работы важно создавать условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений, поддерживать положительный эмоциональный тонус занятий.

Роль воспитателя в ритмике, как и в других видах деятельности, меняется в зависимости от этапа и формы работы (А. Н. Зимина). Так, например, в несюжетных играх воспитатель дает разъяснения по ходу


игры, может включиться в игру при первом ее исполнении. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

В сюжетных играх он является или только наблюдателем, дает указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возрас­та) берет на себя одну из ролей.

Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному ру­ководителю советом: подсказывает, что еще не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего ее со­вершенствования, так как внимание музыкального руководителя, сидящего за роялем, сосредоточено на музицировании.

Так же воспитатель действует и во время исполнения детьми плясок. В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, он не участвует, поскольку эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Только в конце пляски он может одобрить их или предложить вспомнить более интересные движения.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

 


Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 535;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.