Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве


Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).


Так, например, на первом году жизни музыкально-ритмическая т деятельность малыша выражается в чисто импульсивной ре­акции на звуки музыки, отличается подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку в виде дви­гательных реакций.

Дети второго и третьего года жизни с радостью двигаются, приплясывают, но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются показать их различный характер, могут выполнить отдельные действия, затрудняясь связы­вать их в целое, двигаются неточно и невыразительно, поскольку ко­ординация еще недостаточно развита. Практически отсутствует взаи­модействие детей друг с другом. Они могут услышать смену частей произведения (особенно контрастных) и изменить в соответствии с этим движения, но пока только с помощью взрослого, могут почувство­вать метрическую пульсацию и пробуют отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, изменять их в соответ­ствии с двухчастным музыкальным произведением, реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие дви­жения. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, ре­акции несовершенны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем за­трудняются при беге. Малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты.

У детей пятого года жизни дифференцируются слуховые ощущения (они могут узнавать знакомые мелодии, различать яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки), поэтому они двигаются ритмичнее, согласованнее с харак­тером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с музыкой, выполняют более разнообразные движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные каче­ства, что способствует более слаженному осуществлению совмест­ной деятельности. Они способны в движениях передать двух- и трехчастную форму, характерным движением выразить музыкально-игровой образ. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их за­трудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроиз­водят. Дети могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.


 




У детей шестого года жизни появляются двигательная выразительность, индивидуальность в передаче музыкально-игровых образов, точность, ритмичность и грациозность в танце. Дети передают движениями повторные, контрастные части музыки, способны ощущать метрическую долю, в хлопках и движениях ис­полнять несложный ритмический рисунок, выделять сильную долю, смену темпа. Слушая произведение, они могут восстановить в па­мяти последовательность движений в играх, плясках. Детям этого возраста свойственно творчество в композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. В своих высказываниях они пыта­ются отметить некоторые связи музыки и движения.

Дети седьмого года жизни самостоятельно двигаются, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения, воспроизводят ритмический рисунок, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Они способны точно вы­полнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. В творческих заданиях проявляют инициативу, выдумку при передаче музыкально-игровых образов. Они способны, говоря о музыке и чувствуя ее выразительные осо­бенности, отметить ее связь с движением.

Виды ритмики

Совершенствование двигательных навыков и умений ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов ритмики, в качестве двигательной основы и источников движений которой выделяют:

■ основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

■ физические упражнения, гимнастические движения с предме­тами (мячами, лентами, обручами, флажками);

■ танцевальные движения и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения), несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций;

■ сюжетно-образные движения, имитационные движения, кото­рые представляют собой сочетания основных движений с ими­тацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зве­рей, транспортных средств и т. д.


На основе источников движении выделяют следующие виды ритмики (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, М.Л. Палавандишвили и др.): музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хорово­ды; музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения условно делят следующим образом:

■ упражнения для совершенствования основных движений (ходь­ба, бег, подскоки, прыжки) и общего развития (плавности, гиб­кости и пластичности, точности и ловкости, координации движе­ний рук и ног и т. п.);

■ подготовительные, в которых предварительно разучиваются от­дельные виды движений, основанные на элементах народных плясок, хороводов и танцев, включаемые впоследствии в игры, пляски и хороводы;

■ самостоятельные, с более законченной формой: имитационные, образные упражнения, дающие детям возможность овладеть движениями игровых образов, персонажей сюжетных игр (ими­тация действий людей, поведения животных, движения транс­порта и т. п.) для выполнения индивидуальных ролей.

Танцы, пляски, хороводыделят на зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относят обычно танцевальные произведения, имеющие авторскую композицию движений, которой необходимо точно следовать при обучении. К ним относят:

■ современный детский танец и детский бальный танец;

■ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца (гопак, лезгинка и т.д.);

■ хороводы с пением, движения которых связаны с текстом, игры-хороводы;

Особое место в этой группе занимает характерный танец, в дви­жениях которого изображается какой-либо персонаж.

К свободным относятся танцевальные композиции, которые при­думывают по заданию педагога сами дети на основе знакомых и любимых ими элементов различных танцевальных движений, пы­таясь отразить б них характер музыки. Их эффективно использовать с целью развития детского творчества.


К свободным танцевальным композициям относят и пляски-импровизации на основе ранее разученных движений:

■ пляски типа «зеркало»;

■ пляски, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а дви­жения для второй части показывает педагог;

■ пляски, где дети сочиняют движения для ее первой и второй ча­стей.

Музыкальная игра является разновидностью игровой деятельности. При этом музыка усиливает эмоциональную сто­рону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знако­мит с народными традициями, что способствует более глубокому восприятию и пониманию музыкального образа, помогает сформи­ровать музыкально-ритмические и двигательные навыки, творче­скую инициативу. Это обусловлено доступностью игровых образов, интересом к ним.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зави­симости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или вы­полняют игровые задания (схема 20).

Схема 20

Наиболее простая форма сюжетных игр — это хороводные игры и игры под пение, где сюжетом являются поэтические тексты, а движения их комментируют.

Следующими по степени трудности являются сюжетные игры под инструментальную музыку, как правило, программную (имеющую название или написанную на литературный сюжет), где дети долж­ны образно выполнять движения, характерные для персонажей предлагаемого в игре сюжета.


Более сложными являются игры-инсценировки, где педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.

Несюжетные игры — разновидность подвижных. Они не имеют определенной тематики. В них присутствуют игровые задания, эле­менты пляски, соревнования, построения и перестроения. Их цель — научить детей двигаться в соответствии с характером музыки и вы­разительными средствами, сформировать ловкость, координацию движений, четкую реакцию на музыку.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 547;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.