Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников


Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реали­зовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании.

Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика — это синтетический вид деятельности, объединяющий музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основ­ные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и харак­тера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временные


виды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя данную проблему, А. И. Буренина, педагог-музыкант, занимающаяся проблемами музыкально-ритмического воспитания, относит к ним:

■ все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

■ динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движе­ния);

■ форму произведения и структуру двигательной композиции (схема 19).

 

При этом отмечается, что поскольку ритмика — синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также пси­хические процессы, лежащие в их основе.


 




Кроме того, опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для наполнения смыслом движения. Такие композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движе­ние, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому рит­мика способствует воспитанию, коммуникабельности.

В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического вос­питания детей.

Известно также, что при помощи движения ребенок познает мир. Следовательно, выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного вы­ражения. Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности.

Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки, и постигает при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфи­ческий язык средств музыкальной выразительности.

Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказыва­ется одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффек­тивность которой в ее разностороннем воздействии на развитие дошкольника:

■ на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстети­ческую и волевую сферы (развиваются познавательные и музы­кальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность, дисциплинированность);

■ на развитие пространственных и временных ориентировок;

■ на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыха­тельную и нервную системы.

В связи с этим А. И. Буренина отмечает, что движение является «видимым айсбергом» психических процессов. И по двигательной реакции под музыку можно судить об уровне как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

В соответствии со сказанным можно утверждать, что в процессе музыкально-ритмического воспитания решаются следующие задачи (А.Н.Зимина, М.Л.Палавандишвилии др.):

■ развивать восприятие музыкальных образов и способность вы­ражать их в движении в соответствии с характером музыки, наиболее яркими


средствами выразительности, выражать в движе­ниях развитие музыкальных образов;

■ развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;

■ учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простей­шие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т.д.);

■ развивать художественно-творческие способности: придумы­вать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбини­руя различные элементы физкультурных упражнений, танце­вальных и сюжетно-образных движений;

■ формировать координацию движений, красивую осанку, выра­зительные, пластичные движения, поддерживать хорошее фи­зическое состояние организма.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (организация сильных и слабых долей), ритм (со­отношение различных длительностей) и динамика (сила, громкость звучания). Например, в зависимости от темпа музыкального произ­ведения ребенок двигается быстро или медленно и т. п.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог икомпозитор Эмиль-Жак Далькроз (1865—1950), ставивший задачу развития внимания, памяти, музыкальных способностей и, прежде всего, чувства ритма, а также пластичности и выразительности движе­ний.

В комплексе ритмических упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, простран­ством и движением.

Движению же отдается второстепенная роль. Оно рассматрива­ется как условие и как средство восприятия, понимания и усвоения музыкального образа. Это значит, что музыка не просто сопрово­ждает движение, а определяет его сущность, т. е. оно должно соот­ветствовать:

■ характеру музыки;

■ средствам музыкальной выразительности;


 




■ форме музыкального произведения.

При этом чередование средств музыкальной выразительности передается через изменение характера, направления движения, его напряженности, скорости, амплитуды. В движении отражается раз­витие музыкального образа.

Эти положения получили дальнейшую разработку на основе науч­ных данных физиологии, психологии, музыкознания в трудах отече­ственных ученых и педагогов и легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране (А. И. Буренина и др.).

Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении.

Первая группа действий связана с целостным восприяти­ем музыки. При этом двигательные реакции на воспринимаемую музыку способствуют более глубокому ее восприятию. Это обуслов­лено тем, что по данным психологической науки (В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов, Б.М.Тепловидр.) воздействие музыки на общефунк­циональную деятельность организма ребенка вызывает в нем дви­гательные реакции. Еще раньше обратил внимание на этот феномен народ, что отразилось в фольклоре в виде образа «гуслей-само­гудов».

Вторая группа действий направлена на освоение двигатель­ных навыков. При этом целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами — различными движе­ниями: из области физических упражнений, сюжетной драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии), танца (элементы народного танца и современного балета).

В соответствии со сказанным музыкально-ритмические навыки включают развитие эмоциональной отзывчивости, реакции на сме­ну музыкальных образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре произведений, а также на метроритмические, динамиче­ские, темповые изменения, но при этом особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 572;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.