Методика обучения пению детей дошкольного возраста


Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Выделяют три возрастных периода развития певческой деятельности: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возраст­ном периоде малыши накапливают музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят коор­динация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В третьем возрастном периоде от 5 до 6 — 7) лет практиче­ские действия подкрепляются и обогащаются знаниями о музыке, формируются и проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще (О. П. Радынова и др.).

Обучение ребенка пению предполагает постановку голосового аппарата с помощью освоения им певческих, или вокально-хоровых навыков. При этом отмечается, что работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художествен­ным задачам.

Схема 18

 

Формирование певческих навыков должно осуществляться в определенной последовательности (схема 18).

Вместе с тем отмечается, что все певческие навыки тесно связаны между собой. Так, правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать и развитию у детей чистоты интонации. Поэтому работа над ними должна проводиться одно­временно (А. И. Катинене и др.).

Необходимым условием правильного певческого звучания голоса считается певческая установка — правильная поза во время пения. Это связано с тем, что прямое положение корпуса и головы обеспе­чивает естественные движения (вдоха, выдоха) как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.

От дикции и артикуляции поющих (правильности и точности произношения слов) зависит как выразительность исполнения пес­ни, так и интонационно точное пение, качество и красота звучания мелодии и голоса.

А. Н. Зимина подчеркивает, что работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. При этом правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребля­ются и в певческой дикции. Вместе с тем при произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных, поскольку протя­женность их пропевания является основой пения. Важно также в процессе пения активно, ясно, четко и быстро произносить соглас­ные (особенно в конце слов), чтобы как можно меньше препятство­вать звучанию голоса на гласных.

При этом отмечается, что условием хорошей дикции, выразитель­ного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни.

В вокальной педагогике говорится также о том, что отчетливость дикции зависит от качества работы, подвижности артикуляционно­го аппарата,

Особенно важна работа по развитию дикции и артикуляции для младших групп, так как в них чаще встречаются дети с речевыми дефектами. При этом сначала рекомендуется использовать упраж­нения на преодоление дефектов речи, а затем — для выравнивания гласных и слогов с согласными (О. П. Радынова и др.).

В пении большое значение имеет дыхание. От правильного ды­хания (спокойного, но активного) зависят:

■ качество звукообразования;

■ чистота интонации;

■ правильная фразировка;


 




■ выразительность исполнения;

■ слитность звучания.

Важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Не­обходимо научить ребенка рационально использовать дыхание и управлять им в процессе пения.

Звукообразование — это способ извлечения звука. Умение тя­нуть звук, его мягкая атака (первоначальный момент образования звука) в процессе пения является важнейшим условием звуковедения. Дошкольникам, особенно младшим, свойственно отрывистое звукообразование, произношение слов говорком. Поэтому необхо­димо учить детей тянуть звуки, т. е. петь связно, напевно, без толч­ков, естественным высоким светлым звуком, без крика и напряже­ния.

Чистота вокальной интонации зависит от интонационно точ­ного воспроизведения мелодии. Это самый сложный певческий навык. Он связан с развитием музыкального слуха, ощущением тя­готения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодиче­ского звуковысотного рисунка.

Выделяют следующие причины плохой интонации:

■ небольшой диапазон голоса;

■ нелюбовь к пению;

■ стеснительность;

■ общую апатичность или чрезмерную активность;

■ отсутствие координации слуха и голоса;

■ заболевания голосовых связок;

■ физиологические расстройства слухового внимания;

■ мышечную зажатость.

При этом отмечается, что если причины плохой интонации не связаны с физической патологией, для многих детей проблема чи­стого интонирования, как правило, разрешима при условии целена­правленной систематической работы.

Чистота интонации определяется также развитием вокальных навыков, умением сосредоточиться на мелодии и музыкальным окружением ребенка.

Чувство ансамбля (чистое, согласованное пение в унисон, слит­ность звучания) выражается в умении слушать себя и других и со­гласовывать свое пение с хором, следить, чтобы голос не выделялся среди других, что требует слухового внимания.


Чувство ансамбля вырабатывается постепенно, по мере накопле­ния музыкального опыта ребенка, так Г. А. Праслова отмечет, что в младшей группе дети учатся петь вместе в одном темпе, включаясь в пение вместе с педагогом, или с небольшим опозданием, стараться не отставать и не опережать друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни. В средней и старшей группах должно быть сформирова­но умение детей одновременно начинать и заканчивать песню. В подготовительной группе навык ансамблевого пения проявляется в умении согласованно петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звучание.

Для развития вокально-хоровых навыков целесообразно приме­нять приемы сравнения, показа исполнения, беседы о характере музыки, активизирующие музыкальное мышление ребенка, разви­вающие образное мышление и в результате помогающие овладеть этими навыками.

Е. Дубровская предлагает некоторые методические приемы, способствующие осознанному и выразительному исполнению, поддержанию интереса детей к певческой деятельности:

■ петь в различных построениях (традиционно, «по уголкам», в кучке, в кругу, врассыпную);

■ петь по рядам, цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами, с дирижером, без музыкального сопровождения;

■ обыграть вступление, проигрыш, заключение, запев, припев.

Эти методические приемы могут быть использованы воспитате­лем в свободной, игровой деятельности детей, что будет оказывать существенную помощь музыкальному руководителю в развитии певческих навыков дошкольников.

Так, например, воспитатель может организовать с детьми песен­ную игровую драматизацию «Паук и муха», способствующую раз­витию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто инто­нировать мелодию:

На паркете в восемь пар мухи танцевали. Увидали паука, в обморок упали.

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке, петь выразительно, передавая характер песенки.

Для развития эмоциональной выразительности, дикции и артикуляции можно предложить детям игру «Испорченный теле­визор», которую целесообразно проводить со всей группой одно­временно. Перед игрой, настраивая их на выразительное пение, предложить представить, что они выступают по телевизору, но по


техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы и папы, бабушки и т.д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чем песня, понять слова.

Правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафраг­мы, развивать динамический слух детей воспитатель может с помо­щью упражнения «Шарик». Звучит тихая музыка. На крещендо дети «надувают шарик» короткими вдохами и выдохами (проверяя вдох рукой), пока не «лопнет». Сильная доля — вдох, слабая — выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, ведь шарик маленький, затем длинные.

Работа над песней

Работа над песней включает три этапа:

■ ознакомление с песней (ее восприятие);

■ разучивание песни;

■ ее закрепление (О. П. Радынова и др.).

На первом этапе работы осуществляется восприятие песни, ознакомление с ней. При этом особую важность имеет качество ее исполнения, его выразительность. Цель — заинтересовать детей, раскрыть содержание произведения, определить средства вы­разительности и способы их передачи в собственном исполнении.

На этом этапе применяются наглядный и словесный методы, т. е. выразительное исполнение песни, образное слово, беседа о характе­ре музыки, средствах выразительности, с помощью которых педагог раскрывает детям содержание музыкального произведения, на­страивает на выразительное исполнение.

Ha втором этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам в процессе разу­чивания песни. Большое значение на этом этапе приобретает прак­тический метод, который подкрепляется наглядным и словесным методами, поскольку яркое исполнение песни педагогом, показ и образные сравнения нужны и на этом этапе работы над произведе­нием.

Важную роль приобретают упражнения, так как необходимо осуществлять закрепление приемов исполнения, работать над труд­ными отрывками мелодии.

Чтобы поддержать интерес к песне, часто пропадающий после нескольких занятий, необходимо использовать различные педагогические


приемы. Например, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкаль­ных инструментах, важно также уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. Поддержание интереса в работе над песней является одной из основ­ных задач педагога на всех этапах, поскольку только эмоционально окрашенная деятельность позволяет наиболее эффективно органи­зовать процесс обучения и развития.

Известный педагог-музыкант Н. А. Метлов считает, что усвоение песни детьми зависит не в малой степени от того, поют ли ее дети с воспитателем в группе. Если воспитатель поддерживает у детей ин­терес к песне, поет ее вместе с ними в свободное от занятий время, песня запоминается быстрее. Кроме того, усвоить песню с голоса детям легче, чем с сопровождением музыкального инструмента. Это объясняется тем, что в пении взрослого есть призвуки, которые имеются и в детских голосах, а в звуках музыкального инструмента эти призвуки отсутствуют.

На третьем этапе происходит закрепление песни, осуществляется работа над воссозданием музыкально-художественного образа, над эмоционально-выразительным испол­нением песни. При этом можно использовать прием драматизации, пения ее «по ролям».

Роль воспитателя в осуществлении певческой деятельности на занятии проявляется в следующем. В распевании воспитатель не участвует, чтобы не мешать детям, так же как и в быстрых опросных упражнениях. Если для выполнения упражнения детей делят на группы, воспитатель поет с одной из них (А. Н. Зимина).

 

1-й этап Разучивание новой песни Воспитатель поет с детьми, показывая правильные артикуляцию и произношение. Ни в коем случае не учит с детьми слова без музыки
2-й этап Совершенство­вание1 исполнения песни Сначала поет песню вместе с детьми, на 4—5-м занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» — артикуляционпо, кивком головы показывает вступление
3-й этап Исполнение песни Воспитатель с детьми не поет, так как задачей этого этапа является

Окончание таблицы

 

    самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны самостоятельно начать песню, исполнит!, все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение с детьми младших групп, где часто еще не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

Показателем успешности проведенной работы может выступать включение детьми песни в игры, в самостоятельную деятельность.

В заключение следует отметить, что в качестве критериев музы­кального развития в певческой деятельности важно рассматривать не число разученных песен, а музыкальную восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем (Г. А. Праслова и др.).



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 923;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.