ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ
НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ
МУЗИЦИРОВАНИИ
По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных направлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.
В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики,
без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.
Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентироваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).
Именно поэтому в практике современного музыкального воспитания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах.
Программа «Звук-волшебник»1
Образовательная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и немузыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит изготовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре на них.
Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Задачи программы:
■ создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;
■ расширять кругозор;
■ развивать творческое самовыражение, стремление к импровизации и др.
Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа. ' Автор Т. Н.Девятова.
1-йэтап | Знакомство с немузыкальными звуками и со звуками музыки |
2-й этап | Создание простейших инструментов и воспроизведение ритмического рисунка различных народных потешек |
3-й этап | Обучение детей при исполнении произведения слушать себя и других, различать правильное и неправильное звучание |
4-й этап | Закрепление навыков игры на каком-либо самодельном инструменте для исполнения небольших музыкальных произведений, сказок собственного сочинения |
В методических рекомендациях содержатся задания, игровые упражнения для самостоятельной творческой деятельности ребенка, представлены требования к уровню подготовки дошкольников и основные организационные требования.
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»1
Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Программа рассчитана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.
В основе программы лежит элементарное музицирование, объединяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Цель программы:
■ привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов;
■ развить природные способности ребенка.
Задачи программы:
■ помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пережить ее чувственно;
■ воспитать потребности в музицировании;
■ способствовать формированию творческого мышления и практическому усвоению музыкальных знаний;
■ развить навыки общения и соучастия;
■ формировать качества, способствующие самоутверждению и др.
Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования осуществляется по трем направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы даются рекомендации для педагогов.
Основу методики составляют два метода:
■ активизация творческих проявлений;
■ моделирование элементов музыкального языка.
Ее содержание базируется на формировании метроритмическогo чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим принципом программы является активное слушание музыки в соединении с движением.
Программа снабжена учебно-методическим комплектом.
Программа «Оркестр в детском саду»1
Рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Цель программы: помочь им активно войти в мир музыки, [скрыть творческие способности, сделать ее необходимой в жизни ребенка.
Задачи программы:
■ расширять музыкальный кругозор детей;
■ воспитывать интерес к музицированию;
■ развивать музыкальные способности, творческую активность, художественный вкус;
' Автор Л. Р. Меркулова.
■ приобщать к самостоятельному музицированию; развивать чувство ансамбля;
■ формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность и др.
Для успешного решения этих задач необходимо следующее: квалифицированная подготовка музыкального руководителя; его умение эффективно организовать занятие; правильный выбор инструментов (простота при музицировании, чистый строй и др.).
В программе, кроме ударных инструментов, используется комплект инструментов Карла Орфа.
Для каждой возрастной группы выделены задачи. Отмечается, что в работе необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода. Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать детское творчество: пение, танец, игру, может использоваться на празднике в качестве сопровождения.
В программу включены примерные музыкальные занятия ддя всех возрастных групп. По каждому разделу предлагается содержание и музыкальный репертуар.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 448;