Документальная драматургия. Понятия «факт» и «документ». Их сущность и взаимоотношение.
Включение документального материала в ткань театрализованного
тематического концерта – сильное выразительное средство. Вплетенный в ход действия эпизода документ (документальный факт, предмет) значительно усиливает эмоциональное воздействие происходящего на сцене на зрителя.
Документ – облеченный в определенную форму акт. Это фиксация факта, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии, предмете.
Факт – действительное событие, происшествие, случай, истина, итог, то, что было, произошло вчера, сегодня, там-то. Факт нейтрален, который может стать художественным средством для доказательства какой-то идеи.
Создавая сценарий концерта, режиссер может и должен, насколько это возможно, использовать местный материал. Отобранные им документы и факты могут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики.
Факты в свою очередь делятся:
1. Факты жизни – реальные факты и события, произошедшие в жизни, а
также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах и т.п.
2. Факты искусства – все жанровое разнообразие произведений искусства,
а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров профессионального и любительского искусства).
Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль.
Художественный уровень каждого сценария будет тем выше, чем в
большей степени в нем будут соблюдены некоторые общие драматургические требования, такие, как драматургическая законченность каждого эпизода, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на зрителей (и участников).
Автор, используя документы, должен найти такие художественные
приемы, создавая яркое, волнующее, эмоционально действенное произведение.
Исторический факт неповторим, невоспроизводим. Он не может фигурировать в каком-либо произведении.
Документ – это свидетельство о факте. Оно существует реально и может быть использовано.
На первом этапе при написании документального сценария необходимо найти такие документы, которые не только по содержанию относятся к теме произведения, но и обладают зарядом эмоционального воздействия. Документ и замысел начинают свою совместную художественную жизнь в принципе одновременно. Сочетание двух документов, каждый из которых имеет свое содержание (смысл), рождает новое содержание (смысл), которого нет ни в одном из двух слагаемых, - так называемый третий смысл.
«Над» документальным рядом и на его основе в восприятии зрителя возникает образно-смысловой ряд, целиком созданный автором произведения, являющийся результатом его направленных творческих усилий, результатом авторского воображения, «вымысла».
Факт должен быть художественным средством. Он должен помогать раскрыть тему и донести мысли. Факт должен быть действенным. На сцене надо искать образ факта – национально-художественное ядро. Документально-художественный материал должен быть на сцене.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 7232;