Билет № 35. Точка зрения и ее разновидности. Смена «точки зрения» и композиция эпического произведения. М.М.Бахтин о романном разноречии.
Точка зрения – положение наблюдателя в изображаемом мире.
1)точка зрения в плане идеологии. Это общая система идейного восприятия.(Герой нашего времени, произведения Достоевского). Столкновение разл.идеалогических точек зрения проявляется в анекдоте; также к идеалог. т.з.относятся постоянные эпитеты в фольклоре
а)одна доминирующая точка зрения, которая подчиняет себе все другие в произведении
б)герой А оценивается с позиции героя Б и наоборот
2)Точка зрения в плане фразеологии.Когда автор описывает героев различным языком или иногда использует элементы чужой/замещенной речи при описании.
Наглядный материал – все имена собственные, или всякого рода наименования (различное наименование Наполеона в прессе по мере того, как он приближался к Парижу, наименования Наполеона в «Войне и мире»)+ это использование чужого слова в тексте, особые слова, выполняющие функции кавычек(типа дескать), уподобление авторского текста чужому слову, замещенная прямая речь
3)точка зрения в плане пространственно-временной характеристики.Это фиксируемое в пространственно-временных координатах место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа (автор-спутник персонажа, констатация присутствия повествователя в опр.месте, монтировка отдельных деталей в общую картину, взгляд со стороны «птичьего полета», чередование граматических имен: он меня лает, а я ему рекл(житие пр.Аввакума))
4)точка зрения в плане психологии. Это различие между двумя возможностями для автора: сослаться на то или иное индивидуальное сознание, оперировать данными какого-либо восприятия / описывать события объективно, основываясь на известных ему фактах. (субъективное описание, объективное, с точки зрения постороннего наблюдателя, с т.з.всевидящего наблюдателя (не доступно наблюдению со стороны))
Сюжет и фабула. (композиция изображения событийного ряда) в эпике и драме. Вопросы терминологии.
Понимание сюжета как совокупности событий, воссозданных в произведении, восходит к отечественному литературоведению XIX в. (А.Н. Веселовский «Поэтика сюжетов»). При этом по Веселовскому сюжет – это схема событий, состоящая из микросхем, отдельных повествовательных элементов – мотивов. Сюжет представляет собой цепь мотивов, последовательно сменяющих друг друга.
Но в 1920-е годы В. Б. Шкловский и другие представители формальной школы резко изменили привычную терминологию. Б. В. Томашевский писал: «Совокупность событий в их взаимной внутренней связи <...> назовем фабулой»; «единая система событий, одно из другого вытекающее, одно с другим связанное».
«Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом».
Чтобы из фабулы сложился сюжет, нужно распределить эти события, нужно их построить в некоторый порядок, изложить их, сделать из фабулярного материала литературную комбинацию.
Таким образом, фабулой может служить и действительное происшествие, а сюжет есть всецело художественная конструкция.
В современном литературоведении преобладает значение термина «сюжет», восходящее к XIX в.
В частности, Поспелов говорит о сюжете как о предмете повествования, о фабуле как о самом повествовании.
Надо заметить, что И.В. Силантьев указывает на синтагматическую природу фабулы (причинно-следственные и пространственно-временные отношений событий) и на парадигматическую природу сюжета (отношения сопоставления и противопоставления событий).
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1918;