Психологизм в литературе и его основные формы. «Диалектика души», «поток сознания».
Персонаж обладает внутренними и внешними характеристиками, параметрами. Внутренний мир – это прежде всего сфера человеческого сознания, намерения, чувства, переживания, мысли. Психологизм литературного произведения предполагает также рассмотрение бессознательной стороны литературного образа, что в целом дает представление и ценностных ориентациях, представлениях и установках персонажа, его психологический портрет.
Психологизм активизировался во второй половине XVIII в. Хотя нельзя считать, что до этого не создавались глубокие психологические образы.
Своего максимума психологизм достиг в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые художественно освоили так называемую «диалектику души» (термин Чернышевского). В их романах и повестях с небывалой полнотой и конкретностью воспроизведены процессы формирования мыслей, чувств, намерений человека, их переплетение и взаимодействие, порой причудливое.
Бахтин: художественной доминантой романов Ф.М. Достоевского явилось самосознание героя-идеолога, который «фигурирует не как человек жизни, а как субъект сознания и мечты», пребывающий в «подполье».
Психологизм Толстого и Достоевского – это художественное выражение пристального интереса к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности.
Формы психологизма в литературе:
Внутренний монолог, сны, видения, несобственно прямая речь, дневниковые записи и др. Эти формы характеризуются пространностью, динамикой и обязательным освеоением самосознания героя.
Существует и такой вид психологизма, как «подтекстовый» (у Чехова).
«Поток сознания» - особая внеродовая форма, непоследовательное соединение, контаминация и наложение впечатлений, воспоминаний и картин отдельной действительности, характеризующаяся несвязностью и дискретностью. Поток сознания отделен от реальности и существует в воображаемом мире героя.
У истоков этой ветви литературы –творчество М. Пруста, Дж. Джойса, В. Вулф.
Диапазон словесно-художественных средств, позволяющих впрямую запечатлевать внутренний мир человека, весьма широк. Здесь и традиционные суммирующие обозначения того, что испытывает герой (думает, чувствует, хочет), и развернутые, порой аналитические, характеристики автором-повествователем того, что творится в душе персонажа, и несобственно-прямая речь, в которой голоса героя и повествующего слиты воедино, и задушевные беседы персонажей (в устном общении или переписке), и их интимные дневниковые записи.
Психологизм в литературе XIX–XX вв. стал достоянием едва ли не всех существующих жанров. Но с максимальной полнотой сказался он в социально-психологическом романе. Весьма благоприятны для психологизма, во-первых, эпистолярная форма («Бедные люди» Ф.М. Достоевского), во-вторых, автобиографическое повествование от первого лица («Исповедь» Ж.Ж. Руссо, Августина). Исповедальное начало живет и в произведениях Ф.М. Достоевского.
Наряду с подобного рода прямым проникновением во внутренний мир человека литература хорошо знает также формы его косвенного освоения, при которых черты наружности, позы, движения, жесты, мимика, интонации персонажей предстают как симптомы того, что творится в их душах. Иначе говоря: постигаемый писателями «внутренний человек» одновременно может быть явлен вовне.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2559;