Описание. Его виды. Пластика словесных описаний.


> Под описанием в литературоведении обычно понимается воспроизведение предметов в их статике, в отличие от повествования (в узком значении слова), т.е. сообщения об однократных действиях и событиях, выстраивающихся в сюжет произведения.

 

Классические виды описания:

- пейзаж: > по месту (морской, горный, лесной, урбанистический пейзаж)

> по времени (утренний, ночной, зимний…)

> по жанру (фантастический, идиллический, исторический, утопический…) и т.д.

- интерьер

- портрет

- характеристики героев, описание их душевных состояний

- рассказ о многократных, регулярных повторяющихся действиях героев, их привычках.

 

NB! – Повествование: основной предмет – динамические детали, образующие сюжет

– Описание: основной предмет – детали статичные, наслаивающиеся на сюжет, мотивирующие и поясняющие то или иное развитие действий, создающие для них некий устойчивый фон.

НО! существует условность и размытость границ между описанием и повествованием, между характеристикой (частный вид описания) и рассуждением – > т.к. динамика пейзажа (прим. изменения погоды) м.б. структурным звеном в развитии действия (метель в одноименной повести А.С.Пушкина) или характеристика персонажа, данная ему другим действующим лицом (слух о сумасшествии Чацкого, пущенный Софьей в «Горе от ума» А.С. Грибоедова) может играть роль сюжетной пружины.

 

> авторы многих поэтик и риторик выступали против чрезмерной детализации – > Н.Буало: “Однообразия бегите, как чумы!” («Поэтическое искусство»).

 

> По Г.Э.Лессингу («Лакоон, или О границах живописи и поэзии» 1766 г.) – поэзия (в широком смысле этого слова, т.е.художественная литература) непосредственно изображает действие, все остальные статичные элементы предметного мира («тела») воспроизводятся в поэзии косвенно (прим. –> у Гомера сами описания суть изображения действия: скипетр Агамемнона, щит Ахиллеса)

НО! не отменяя положения Лессинга о важности действия в поэзии, И.Гердер («Критические леса») не считает его универсальным, он также ставит вопрос о реабилитации описания в словесном искусстве, возвращении ему статуса относительной самодостаточности, художественной ценности.

 

> живописание словом (А.И.Белецкий «В мастерской художника слова») – > особая форма описания, настолько изощрённая, что передаются не только зрительные и слуховые ощущения, но и вкусовые и обонятельные, так «творятся поэтами сложные и целостные образы внешнего мира» (из работы Белецкого).

 

> пространственная форма – понятие, введенное американским теоретиком Дж.Фрэнком;

Простр.форма – явление, когда изображение воспринимается не последовательно во времени, но одновременно, как в пространственном искусстве.

+

>монтажная композиция – > новый принцип композиции в описаниях, который, по мнению Фрэнка, связан с тем, что «читатель оказывается перед разнообразными моментальными снимками, сделанными на разных этапах жизни героев, «неподвижных в момент восприятия».

 

Язык описания усложняется по мере развития литературы, вбирает в себя прошлые, устоявшиеся образы, мотивы, приобретает семиотическую насы

40. Диалог и монолог в эпике и драме. Диалогичность и монологичность.

Диалог и монолог как композиционно-речевые формы литературного произведения зачастую становятся способами характеристики героев, их речевым претворением в произведении.

Диалог – обмен высказываниями – организующий компонент драматических жанров. Диалог, как правило, осуществляется цепью лаконичных высказываний, именуемых репликами. Как известно, диалогическая речь первична по отношению к монологической, ведь язык живет именно в общении, в диалоге. Диалог представляется, кроме всего, ценностным обменом, соотнесением нравственно-этических установок различных субъектов действия.

Кроме того, в античной традиции был сформирован и отдельный жанр диалога (Платон и др.).

Монолог - развернутое, пространное высказывание, знаменующее активность одного из участников коммуникации или не включенное в межличностное общение.

Виды монологов: обращенные и уединенные. Первые определенным образом воздействуют на адресата, но ни в коей мере не требуют от него безотлагательного, сиюминутного речевого отклика. Здесь один из участников коммуникации активен (выступает в качестве непрерывно говорящего), все иные пассивны (остаются слушателями).

Существует особая разновидность монолога – внутренний монолог, создающий эффект исповедальности, максимальной откровенности, «открытости» героя читателю.

Функции:

Воплощение «говорящего» человека;

Средоточие «субъективности» персонажей, их индивидуальных свойств и качеств, их голос, отражение (стилистическое) отношения к миру;

Отражение взаимоотношений между субъектами действия, их сопоставление, противопоставление или отождествление.

Литературное произведение само по себе представляет как обращенный к читателю монолог автора. Монолог этот принципиально отличается от ораторских выступлений, публицистических статей, эссе, философских трактатов, где безусловно и необходимо доминирует прямое авторское слово. Он являет собой своеобразное надречевое образование – как бы «сверхмонолог», компонентами которого служат диалоги и монологи изображаемых лиц.

Понятие диалог и диалогичности как основного «инструмента» герменевтики было введено М.М. Бахтиным.

Под диалогичностью («большим диалогом») он понимал любое функционирование произведения: в том числе, межсубъектное взаимодействие (автор-текст-читатель), межкультурное и трансисторическое (диалог культур).

Диалогичность, в таком случае, особое качество и литературного произведения, и человеческого сознания, актуализирующее, по Бахтину, «другость» мира (существование «другого» наряду с «я»), его амбивалентность и неоднородную сущность (ср. с концепцией Сартра «я-для-себя» и др.).

Диалог – основа коммуникации, отражающая открытость сознания человека, его готовность к взаимодействию и становлению.

Бахтин: «Нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее)».

Диалогические отношения знаменуют возникновение (рождение) новых смыслов, которые «не остаются стабильными (раз и навсегда завершенными)» и «всегда будут меняться (обновляясь)».

Диалог, по Бахтину, основа гуманитарных дисциплин.

 

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1821;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.