Вопрос 20. Литературный персонаж как характер и образ. Литературный тип. Другие термины, связанные с изучением персонажной сферы произведений.
Персонаж (от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид худож.образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. =литер.герой, действующее лицо. Персонаж – наиболее нейтральное. Герой м.б. негероическим, а действующее лицо бездействовать =)
В эпич. и драматич. произв-ях: персонажи+сюжет=основы предметного мира. В эпосе героем м.б. рассказчик (повествователь): Гринёв в «Капитанской дочке», Макар Девушкин в «Бедных людях». В лирике персонажи изображаются пунктирно, в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (воображаемый собеседник в стих-ии Цветаевой «Попытка ревности»).
Чаще всего персонаж – человек. Разная степень конкретности изображения – зависит от места в системе персонажей (главн./побочн.), от рода и жанра произв-я, творческого метода. Могут действовать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастич.сущ-ва, роботы. Иногда животные обязательны: сказка, басня, баллада, анималистская лит-ра. Выступают носителями человеч.качеств. Предмет познания – человеч.чув-ва. Применительно к эпосу и драме – характеры (от греч. – признак, отличительная черта), т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности – тип (от греч. – отпечаток, оттиск). Часто х. и т. – синонимы. Характер м.б. одно- или многосторонним, цельным/противоречивым, статичным/динамичным, может вызывать различные эмоции у читателя. Толстой говорил, что нет людей хороших или плохих, но все – «пегие»: дурные и хорошие вместе. У персонажа м.б. прототип: Пётр I в романе «Петр и Алексей» Мережковского, «Петр I» А.Н. Толстого. К реальной личности добавляются худож.черты. Аристотель отмечал, что понятия характер и персонаж не тождественны: «Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли». Это – герои классики.
Т.о., персонаж предстаёт, с одной стороны, как характер, с другой – как худож.образ, воплощающий даны характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Примеры: герои Чехова из рассказов «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Тема чинопочитания. Смерть Червякова вызывает смех. Чеховская избыточность сведений о персонаже (жена Луиза – «урожденная Ванценбах, лютеранка», сын Нафанаил – сплоченная семейная группа). Число характеров и персонажей в произведении (да и в творчестве) не соответствует: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, но только выполняющие сюжетную роль (в «Бедной Лизе» - подруга героини, сообщившая матери о смерти дочери). Есть двойники, варианты одного типа (шесть княжон Тугоуховских в «Горе от ума»). Сущ-вуют различные классификации: «самодуры» и «безответные» у Добролюбова в «Темном царстве»; тургеневский «лишний человек» в статьях «Литературный тип слабого человека» Анненкова, «Когда же придет настоящий день?» Добролюбова). Эти образы в процессе творчества писателей находятся в постоянном развитии.
Персонаж и характер имеют разные критерии оценки. Характеры вызывают к себе этически окрашенное отношение; персонажи оцениваются эстетически, т.е. насколько ярко они воплощают характеры (Чичиков). Белинский считал важнейшим признаком таланта умение создавать разных персонажей (критиковал за неумение Марлинского – «сам сочинитель не мог бы различить их»). Средства раскрытия характера: компоненты и детали предметного мира: сюжет, реч. характеристики, портрет, костюм, интерьер. Не обязательна развернутая структура образа.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1995;