Вопрос 17. Фрагмент и цикл как типы художественного единства.


 

Фрагмент.2 значения: 1) отрывок лит.произв-я, часть текста 2)литер. жанр, характеризующийся внеш.незаконченностью и одновременно худож. целостностью и внутр. завершенностью. От лат. fragmentum – «обломок», «отрывок». Больш-во произв-ий античности дошло в отрывках, но они воспринимаются как совершенные части совершенного целого (Венера Милосская). Фрагментарны элегии Архилоха, стих-я Анакреона à возникновение множества мистификаций. Каждый переводчик претендует на право открытия «истинного» Анакреона.

Оформлявшееся в пушкинскую эпоху понятие антологической лирики предполагало определённый поэтический контекст. Любое произв-ие, имевшее «характер античности», принимали за некий древний отрывок.

Распространение и теоретическое обоснование как самостоятельного жанра – в эпоху романтизма. Способствовали представления романтиков (Шлегель) о мировом универсуме и всеобщей взаимосвязанности явлений как «частичек бытия», о свободе творчества и близости художника к жизненной правде. Характерный пример: творчество Новалиса (псевдоним Ф. фон Гарденберга), роман «Генрих фон Офтердинген» - жанр фрагмента, незаконченность входила в замысел автора. Однако произведение целостное. Фрагмент как жанр самодостаточен. Шлегель: «он должен совершенно обособляться от окружающего мира и замыкаться в себе, подобно ежу».

Худ.особенности раскрываются наиболее полно, когда произв-е входит в контекст à жанровая традиция (Жирмунский). В лит.фрагменте идеально воплощается идея бесконечности и разнообразия мира. Чтение такого текста предельно обостряет восприятие мира как «неполного», что побуждает сотворчески «восстанавливать» связи частей и целого. Открытая стилистич.конструкция (non finito). Недоговорённость особо присуща лирике. Иногда – намеренно манифестируется («Невыразимое» Жуковского, «Осень» Пушкина – подзаголовок: «отрывок»). Часто – циклизируются, объединяются в целостные худож. ансамбли. Соседство с малыми жанрами худож.миниатюры, афоризма, хоку. Но фраментарными м.б. и пр-я крупной формы: поэмы, повести, романы (пример – Солженицын «В круге первом»). Монтажная композиция. Спонтанность художественной рефлексии. Часто неоконченность выражает гротескность повеств-я (Гоголь «Иван Федорович и его тетушка» - вторая часть пропала по вине безграмотной старухи, растаскавшей тетрадки «на пироги»). Постмодернизм: фрагментарность – 1 из важнейших принципов композиции. Интертекстуальность (Пелевин «Реконструктор»).

Цикл (греч. – круг, колесо) – группа произведений, составленная и объединенная самим автором. Ц. – худож.целое. Бывает во всех родах. Как понятие возникает на рубеже XVIII-XIXвв. Теоретик немецкого романтизма Шлегель: «в циклической форме могут выступать такие явления, которые только благодаря предшествующему и последующему становятся полнозначными». Новое понятие не сразу приняли (Гете не использовал никогда). Бытовали термины «особая поэма», «лирический роман» и т.п. Исключение – Гейне: разделил «Северное море» на 1ый и 2ой циклы. Во франц. и русск. поэзии ½ XIXв циклы именуются «ансамблями стихотворений». Осмысление – Брюсов, Белый, Блок. Для Белого циклизация – результат творящего и воспринимающего сознаний. Из многих стихотворений выкристаллизовывается стиль поэта: «весь ряд слагается в целое, не открываемое в каждом стихотворении, взятом порознь». Концепция мира, когда целое подчиняет себе части. В ходу крупные лирические формы: лирич.цикл, лирич.поэма, книга стихов. Лирический цикл=целостность, большое стих-е, состоящее из отдельных частей. Попытки отождествления с жанрами лиро-эпич.формы. Кон.XIX-нач.XX слова цикл и циклизация укоренились. Новейшие исследователи (Сапогов): цикл как жанр – между подборкой стих-ий и поэмой, как «авторский контекст». Стих-е:цикл=элемент:система. Обязательные признаки: авторское заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях. Целостность: спорный вопрос. Циклы Блока более целостны, чем, например, «Последняя любовь» Заболоцкого (более свободное объединение). Целостность цикла вторична, создается на основе первичной ценности каждой отдельной части. Худож.форма – произведение произведений. Синтетичность: взаимодействуют разные жанровые начала – поэмное, романное. Непредсказуемый худож.эффект. Цикл – открытое множество при наличии общей идеи (Михайлов). В эпических циклах она может возникать благодаря сквозному метасюжету («Повести Белкина»).

 

Есть ещё неавторские объединения – «несобранные циклы». Выделяются читателем. Важн.роль – биографический контекст: у Тютчева – денисьевский цикл (развитие темы любви как «поединка рокового», «борьбы неравной двух сердец»), у Н. Некрасова – панаевский, у К. Павловой – утинский. Очень важны связи между частями, их последовательность. Близость к монтажной композиции. Значение цикла превышает значение суммы его компонентов (формула Эйзенштейна 1+1>2). Не складывание, но объединение.

 

Споры об истоках: ? – фольклор (циклы обрядовой поэзии). Архаическое представление времени как замкнутого круга. Лирические циклы – у римских элегиков: Катулла, Проперция, Тибулла, Овидия. В итальянской поэзии – у Петрарки. Возрождение – циклы сонетов Шекспира. Зап-евр.поэзия XIX-XXвв – циклы у Гете, Новалиса, Гейне, Блейка, Гюго, Бодлера, Верлена; XXв – Рильке. В древнерусск. лит-ре – Симеон Полоцкий «Вертоград многоцветный»: охватывает невидимый и видимый мир. Циклизация русской поэзии XVIIIв – подражательный характер. Репертуарность сборников того времени. Рубеж 18-19вв – индивидуализация художественного мышления эпохи. Формирование эстетики случайного и непреднамеренного. Стихотворные произв-я часто именуются «Досугами» и «Безделками». Карамзин «Мои безделки» (1797) – отсутствуют жанровые разделки (Лотман – «Не имея внутр. логики, наделён гармонией»). Первый русск.лирич.цикл – «Подражание Корану» Пушкина. В центре – судьба гонимого пророка. Внутренняя логика развития. Первая книга стихов – «Сумерки» Баратынского. Эмоционально значимое заглавие – (f) первообраза, которому подчинен весь цикл. Переходное состояние мира. «Разрастание» первичных образов. Излюбленный приём – изображение явления в его разных временных ипостасях.

 

 



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1921;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.