Вопрос 18. Понятие литературного жанра, его функции. Переменные и устойчивые жанровые признаки в литературном процессе. Жанровые типологии (Бахтин, Поспелов).
Жанровый подзаголовок à горизонт ожидания; соотнесение с традицией, определённой системой норм; подчеркивает диалогичность творчества, наличие адресата, обоюдное признание жанровой традиции. Полемические обозначения жанров: «Медный всадник. Петербургская повесть»; «Мёртвые души. Поэма». Бахтин: «Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития» à актуальность семиотического подхода к жанрам: опознавательными знаками м.б. даже стихотворные размеры (александр.стих в трагедии классицизма). Необычные жанровые названия обычно разъясняются (Л.Н.Толстой – статья «Несколько слов по поводу книги «В.и М.»). Изучение жанров выявляет участие читателя в литературном процессе. Жанр – целостное представление. Определяется через комплекс признаков, они – переменная величина в лит-ре. Меняются с изменением жанровых теорий. «Поэтика» Скалигера (1561). Не все произв-я соответствуют этому жанровому канону («трагедия», а в развязке – торжество добродетели – трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Вышеслав», Озерова «Димитрий Донской – победа над татаро-монголами и примирение соперников Димитрия Донского и князя Тверского). Ещё меньше подходят трагедии Шекспира (смешение трагического и комического).
Устойчивые признаки. Трагедия. Не «высокое положение персонажей». Не «ужасающий финал». Белинский: неизбежность внутреннего страдания. Коллизия: столкновение сердца с долгом или просто с препятствием, «разрушение драгоценнейших надежд сердца, потеря блаженства целой жизни». Трагические герои Пушкина – Сальери(«Моцарт и Сальери»), Председатель («Пир во время чумы») не гибнут, но погружаются в тяжёлые раздумья. Т.о.,à переменные и устойчивые признаки. Последние обеспечивают преемственность.
Со 2 пол.XVIIIв – формирование в Зап. Европе индивидуально-авторского типа худож.сознания. Традиционализм à на убыль. На первый план – категории стиля и жанра. Реакция – теория Кроче: «жанр – предрассудок, «приведение». Слишком абстрактное понятие. Произведение – выражение единой и неделимой интуиции». 1939г – международный конгресс в Лионе – посвящен жанрам, их типологическому изучению. 1960-е: в советском литведении – теория «атрофии жанров», размывания жанр.границ. На их место – гибкие синтетические формы романа, стих-я, пьесы. Чуть позже – концепция Бахтина: канонические/романизированные жанры («роман – единственный жанр, рожденный и вскормленный новой эпохой мировой истории»). Новая концепция человека. В эпоху господства романа все жанры романизируются: драма (Ибсена, Гауптмана), поэма («Чайльд Гарольд», «Дон-Жуан» Байрона), лирика (лирика Гейне). Те жанры, которые сохраняют каноничность, приобретают характер стилизации. Реакция на деканонизацию жанров. В фокусе внимания – жанровые константы, обеспечивающие преемственность. Трагедия в совр.понимании – любое драматическое произв-е, если оно м.б. отнесено к трагическому модусу художественности: напряженный непримиримый конфликт с судьбой, с нравственным миропорядком. Событие ведётся к катастрофе (внешней или внутренней). Не обязательно смерть, но поражение, безвыходность. Т.о., 2 основных признака – принадлежность к драматическому роду + трагич. содержание. Т.е. определение жанра возникает как результат перекрестной, или полицентрической классификации. Этот принцип преобладает в совр.типологиях.
Этот принцип ещё в «Поэтике» Аристотеля. Различие подражания по средствам(слова без размера или с метром), по предмету(комедия изображает худших, трагедия – лучших), по способу(отстраненно – как Гомер, или просто не изменяя своего лица, оставаясь собой, или же изображая всех лиц как действующих и деятельных). +особое эмоц. воздействие- путем сострадания и страха - очищение аффектов, катарсис (цель трагедии). Трагедия – «действо, а не рассказ». Арист. подчеркивает перекрестный принцип (в одном Софокл м.б. тождественен с Гомером, в другом – с Аристофаном).
Есть и другие основания для жанровых типологий: многие восходят к противопоставлению Гегелем героического эпоса (эпопеи) и романа. Поспелов выделил на основании исторической стадиальности обществ. развития группы жанров: мифологическую, героическую (национально-историческую), нравоописательную (этологическую), романическую. Деление «по жанровой проблематике», порождающей стиль – перекрестное по отношению к делению на литературные роды и «родовые формы». Конкурентом романической группы жанров оказывается нравоописательная. Полемично по отношению к предельно широкой трактовке романа и «романизированных жанров» Бахтиным: в его концепции роман в сущности сливается со всей новой литературой.
* понятие жанра – границы использования. Жанр сам по себе не объясняет истоков худож.новаторства. Поспелов предлагает разграничивать типы (группы) произведений и собственно жанров, сложившихся исторически.
Вопрос 19. Авторские жанровые наименования в составе заголовочного комплекса.
Заглавие - смысловой код, доминанта смысла, «сильная позиция текста», «полюс автора». Заголовочный комплекс – установление контакта между читателем и книгой. Установка на восприятие, горизонт ожидания. М.б. наоборот – «мистифицировать» аудиторию, задать ложный горизонт ожидания. Жанровые подзаголовки – вписанность в традицию, подразумевают наличие определенного литературного ряда. Заглавие может указывать на жанр произведения («Новелла» Гёте; «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси), а также на особенности его стиля и композиции («Сонет триолетно-октавный» Сологуба; “Ut picture poesis” (лат.: поэзия как живопись) Набокова). Подготовленный читатель способен расшифровать и более глубокие «смысловые коды»:по форме, семантике и образной структуре заглавной конструкции можно определить принадлежность произв-я определенной исторической эпохе или литер. традиции. Возможно обозначение вставных жанров во внутреннем заглавии, или оглавлении.
Подзаголовок – основной носитель предметно-логической информации о тексте. Выполняет в произведении прогностическую функцию. Как правило, подзаголовок сообщает о жанрово-стилевых особенностях пр-я («Отец семейства. Комедия в прозе» Д. Дидро; «Маскарад. Драма в 4-х действиях, в стихах» Лермонтова). Обозначение жанра à автор рассчитывает на культурную память читателя. Он указывает «способ слушания вещи, способ восприятия структуры произв-я» (Шкловский). М.б. – чтобы подчеркнуть новаторство вновь созданного произведения, его творческий спор с литературным каноном à приобретают элемент оценочности: «Вишнёвый сад. Комедия» Чехова, «Пастух и пастушка. Современная пастораль» Астафьева.
Подзаголовок может содержать сведения о тематическом составе произведения или его проблематике (соотв. – о форме) произв-я: «Юлия, или Новая Элоиза. Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп» Ж.-Ж. Руссо.
Интересны подзаголовки, отражающие образную систему и художественное своеобразие: «Медный всадник. Петербургская повесть», или, например, «Белые ночи. Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя».
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2867;