Вопрос 16. Время и пространство мира произведения. «Хронотоп». Даты и топонимы в тексте. «Внесценическое» время и пространство.
Формы существования в произведении мира – Время и Пространство.
1).В литературе они условны. Литература – свобода обращения с Вр. и Пр. Лессинг: «невещественность образов» à возможность мгновенных пространственных перемещений.
2) Возможна одновременность (Гомер – мир людей и мир богов), предшествование (воспоминание – Одиссей рассказывает Алкиною о своих странствиях).
3) дискретность (прерывность). Изображ-ся не весь поток времени, но фрагменты. à средство динамизации в развитии сюжета и психологизма.
4) фрагментарность пространства. При перемещениях не нужно описание промежуточного Пр-ва – оно достраивается в воображении.
5) характер условности зависит от рода литературы.
А) лирика: Пр-ва может отсутствовать («Я вас любил»), м.б. иносказательным («Пророк» Пушк.), может присутствовать – русский пейзаж в «Родине» Лермонтова. М.б. романтическая оппозиция (бальная зала – «царство дивное» из «Как часто, пёстрою толпою окружён…»). М.б. взаимодействие временных пластов. Время как предмет рефлексии, философский лейтмотив (бренная жизнь vs вечность).
Б) драма: ориентация на театр. Общее: приверженность к замкнутым в Пр-ве и Времени картинам.
В) эпос: фигура повествователя (посредник). Фрагментарность Вр. и Пр. Переходы из одного времени в другое. Пространств. перемещения. Повествование может сжиматься, растягиваться, останавливаться (описания, рассуждения – «бессобытийное время»). Подробно – миг, пропущены – года. Время м.б. абстрактным и конкретным, как и Пространство( абстр. – «везде», место не влияет на поведение персонажа; конкр. – привязанность к опред.топографич. реалиям). Пр-во м.б. всеобщим даже с топонимами (Дания в «Гамлете» - весь мир). Грибоедовская Москва – худож.образ, несмотря на топонимы (Кузнецкий мост, Англицкий клоб – метонимии уклада жизни). Психологический портрет моск.дворянства («На всех московских есть особый отпечаток»). «Медный всадник» - «Петербургская повесть» à отражение внутренней проблемной сути. «В. и М.» Толстого – образ Москвы. Островский: Замоскворечье, город на берегу Волги. (// Западная литература: Париж как место действия и Париж как символ). Место действия м.б. вымышлено/не названо. Создание образа Пр-ва, имеющего реальный аналог: русская провинция – детальное описание при отсутствии топографич.конкретности («Деревня, где скучал Евгений…», города Чехова).Символизация: Скотопригоньевск в «Братьях Карамазовых», город Глупов в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
6) Тенденции: 1)конкретное пр-во теснит абстрактное. 2) Осознанное использ-е пр-ва абстрактного как обобщения, символа, формы выражения универсального содержания.
«Мастер и Маргарита» - разные типы пр-ва à новаторство.
Басня: абстрактное пр-во + вневременная суть («Уж сколько раз твердили миру…»)
7) Закон поэтической экономии: реальное время продолжительнее художественного.
8) XXв-формирование историзма мышления. Установка на воспр-е исторического колорита (Гюго).
9) Важна цикличность времени – наследие античности. Уподобление жизни дню (утро, день, сумерки, вечер, ночь), годовому земледельческому циклу (посев, всход, цветение, жатва), году (весна, лето, осень, зима). XIX-XX вв – индивидуализация эмоц-псих. времени для отдельного героя. Понятие субъективного времени. Темповая организация:
* фабульное время – фиксация событий и действий, меняющих человека.
* хроникально-бытовое: изо дня в день, из года в год – устойчивый уклад жизни.
** завершенность: абсолютные начало и конец. Замкнутость. Исчерпанность переживания. До XIXв обязательна.
**незавершенность: Пушкин: «он жив и неженат». Чехов: новаторская эстетика, распространил принцип открытого финала на драму.
XXв – сопряжение пространств. координт (Толстой). Возрастающая оригинальность концепции мира и человека.
10) заполненность, насыщенность. Характеризует стиль писателя: Гоголь – max заполненность Пр-ва, Лермонтов – min. Игра со временем: «Повесть о том, как поссорились…» Гоголя – одно дело – 10 лет.
11) Типы организации худ.времени: а) летописное б) авантюрное в) биографическое
Бахтин – «хронотоп» - понятие, в котором синтезировались и время, и пространство. Изучает романное время. Выделяет 2 концепции времени: циклическую (Библия: атемпоральность à утрата категории времени, Апокалипсис: «Времени уже не будет») и линейную. Средние века: линейно-финалистическая концепция – рождениеàсмертьàпогибель или спасение. Возрождение: линейная концепция. Атемпоральность также в пасторали, идиллии, утопии, идея «Золотого века»(мифопоэтическая концепция).
XXв – влияние естественнонаучных концепций. Развитие понятия «континуума». +пятое измерение (фантастика).
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2000;