Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.),
Основателем даосизмабыл Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), автор трактата - канонического
сочинения даосизма «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»). Конфуций и Лао-цзы
были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе,
возможно, что и споре, настолько расходились их учения.
Центральной идеей философии Лао-цзы была теория дао. Китайское слово «дао»
многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон Вселенной и закон человеческого
поведения; обычно его переводят как «путь». В отличие от Конфуция Лаоцзы не
интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь
достижения — это самоуглубление, духовное очищение, что возможно при условии ов-
1 См.: Кульпин Э.С. Указ. соч. С. 20.
ладения телесностью, т.е. при особом режиме питания, выполнении физических упражнений и дыхательной гимнастики, реализации особой психотехники и сексуальной гармонии. Даосы (последователи даосизма) были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» Земли). Если конфуцианство - учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильно мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному: к его эмоциям, инстинктам.
Конфуцианцы призывали к социальной активности, а даосы выдвинули принцип недеяния. «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», - это высказывание Лао-цзы стало его классической формулировкой.
Конфуцианская идеология, этика были попыткой снять напряженность между человеком и обществом, укрепить социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную, весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.
Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен не руководствоваться социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представление о природном равенстве людей и необходимости возвращения их к естественному состоянию также включено в даосизм. Даосская религия имела своих служителей, свои храмы и священные книги. Даосские
святые («бессмертные») почитались в Китае, подобно божествам. Даосизм весьма распространен и в современном Китае.
Буддизм
Буддизм, принесенный из Индии, появился в Китае в V в. н.э. в форме махаяны, укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. Буддийские обряды наряду с даосскими и конфуцианскими выполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма,
самая примечательная из них школа чань-буддизма(термин «чань» означает сосредоточенное созерцание, медитация). По преданию, основоположником чань-буддизма был индийский проповедник Бодхидхарма, который пришел в Китай в 520 г. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала.
Не согласившись с конфуцианским утверждением, что человек в принципе является рациональным существом и лучший способ воздействия на его сознание это слово и текст, чань-буддисты говорили, что любой текст только скрывает истину. В этом они были близки к даосам, считавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитации (достижению особого состояния «просветления») и самораскрытию человека в повседневной жизни. Чань-буддизм выработал более гибкую, чем в конфуцианстве, модель поведения. Им был накоплен ценный психологический опыт, оказавший воздействие на художественное творчество. Любопытно, что сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма в Китае никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи Конфуция, Лао-цзы и Будды.
Мир повседневности
В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как «китайские церемонии». Этот термин используют в Европе для обозначения строгих норм поведения и мышления, в Китае отношения между людьми, да и сам человек становился проекцией его общественной значимости. Не столько индивидуальность, сколько социальная роль, которую выполняет человек, стала ценностью в китайской цивилизации. «В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое, ибо это отношение с редким упорством и последовательностью отрицает в женщине женское начало, присущие только женщине переживания,
интересы и мечты. "Женщина сильнее мужчины", - гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину, прежде всего как на работницу»1.
Гуманизм Конфуция не помешал ему довольно резко отзываться о женщинах и даже запретить общение посторонних мужчин и женщин. Женщины не могли участвовать в мужских компаниях, девочкам с детства не разрешалось играть с мальчиками. Поскольку ритуалы, связанные с культом предков, осуществлялись исключительно мужчинами, то особенно ценилось появление на свет сыновей.
Проблема выбора супруга была незнакома китайской женщине до такой степени, что даже в фольклоре исследователи не обнаруживают мотивы жалоб на замужество без согласия девушки, на ее брак с нелюбимым. Для семейного быта китайцев характерно представление о предосудительности публичных проявлений любовных отношений между мужем и женой. Только муж обладал правом на развод, а в случае его смерти жена не имела права снова выйти замуж. Женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие
в поясе штаны, а также длинные халаты, скрывающие женские формы.
Миф мужского превосходства был характерен для конфуцианства, тогда как даосизм с его
искусством гадания и врачевания становился религией для женщин.
Строгим ограничениям конфуцианской морали даосизм противопоставлял утонченное
искусство любовных отношений. В рамках даосизма была разработана особая сексуальная
техника, традиции которой изучают даже современные западные сексологи. У даосов
особая сексуальная практика стала частью духовного совершенствования.
Воспитывая детей, китайцы старались внушить им необходимость беспрекословного
повиновения старшим, уважения к родителям. Ради сплоченности семьи требовалось
жертвовать личными интересами. Каждый ребенок твердо знал свое место в семейной
иерархии. В целом китайские методы воспитания, в первую очередь воспитания
сдержанности и подчинения, серьезно расходятся с западными принципами.
1 Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 542—543. 326
Искусство
Как уже говорилось, ценностью в китайской цивилизации считалась не столько индивидуальность, сколько социальная роль человека. Об этой особенности мировосприятия китайцев свидетельствует традиционный жанр портрета. В Западной Европе жанр портрета становится ведущим в эпоху Возрождения, обнаруживая открытие Человеческой индивидуальности. В России XVIII в. с началом петровских преобразований портретное искусство также быстро развивается. В китайской традиции жанр портрета выполняет принципиально иную задачу, чем в западной. Китайский художник не выписывал подробности внешности изображаемого, а пытался отразить его дух. Фактически художник конструировал облик персонажа, основываясь на его моральных качествах.
Важная особенность китайской культуры, во многом обусловившая не только самобытность китайского искусства, но и способ мышления китайцев, связана с иероглифической письменностью. Сложный иероглиф, воспринимаемый целиком как символ того или иного понятия, составляется из более простых элементов, наделенных своим значением. Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала и укрепляла способность китайцев мыслить образами и символами.. Изобразительно-символический характер иероглифики и трудоемкость техники письма, требовавшей высокого мастерства владения кистью, привели к эстетизации письма, осознанию самоценности его графической основы - линии и появлению самостоятельного вида искусства - каллиграфии. Владение каллиграфией, как и всем комплексом традиционной учености, включавшим знание древних философских трактатов, классической поэзии, живописи, давало через систему экзаменов доступ к успешной карьере, что и породило особый пиетет перед иероглификой, подлинный культ письменности. В каллиграфии существовало множество школ, стилей и почерков.
Единство эстетических принципов сближало каллиграфию с живописью. Сам процесс создания традиционной китайской картины был сходен с письмом. Художник с помощью тех же
средств, что и при письме, - кисти и туши - строил композицию, составленную, как и иероглиф, из определенных элементов, написанных каллиграфическими линиями и штрихами.
В VI-XI вв. складываются основные жанры китайской живописи: пейзаж («горы» и «воды»), «цветы» и «птицы», «люди». Ведущая роль среди них принадлежала пейзажу. Традиционная китайская живопись условно подразделяется на два типа. В пейзажах приверженцев первого из них выразилось мистическое преклонение перед необъятностью и могуществом природы. Их работам присущи яркие цветовые сочетания, выписанность каждой детали. Сторонники другого направления испытали сильное влияние чань-
буддизма. Художники делали акцент на интимном общении с природой, исполненной тишины и покоя, находящейся в гармоническом согласии с человеком. Их живопись полна намеков, недосказанности, поэтических раздумий. С творчеством мастеров этого направления связано становление монохромной живописи тушью. Особенностями их пейзажей являются подчеркнутая воздушность пространства, обобщенность форм и мягкость очертаний. Работа кистью скупа, но выразительна. Этот стиль тесно связан с искусством каллиграфии.
Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась в средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Создатели средневековой скульптуры, которая считалась уделом ремесленников, наоборот, оставались обычно безвестными. Выдающимся явлением мировой культуры была классическая китайская поэзия. Мощное государство императоров династии Тан (618-906) было временем взлета китайской поэзии. Лучшие танские поэты: Ли Бо (701-770), Ду Фу (712-762), Бо Цзюй-и (772-846).В художественной культуре Китая живопись и литература органично связаны. Поэзия отличается лиричностью, богатством образного ряда при немногословии, постоянстве тем. Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи - нерасторжимый синтез, выросший на почве сформировавшегося в глубокой древности учения дао.
Модернизация
Подобно другим традиционным обществам, Китай, вступив в диалог с Западом, вынужден был измениться. Китайские императоры считали себя правителями Поднебесной и далеко не сразу осознали, какие последствия несет им встреча с европейцами. Еще в XVIII-XIX вв. китайцы верили в свое превосходство над остальным миром. В Китайской империи в XIX в. проживало 400 млн жителей, и она контролировала значительную часть мировой экономики. Китай успешно торговал с Западом и получал огромные прибыли от продажи таких традиционных для него товаров, как фарфор и чай. Например, в 1800 г. англичане ежегодно потребляли 10 000 тонн чая. Приток денег был настолько велик, что местные купцы стали самыми богатыми в мире.
Англичане нашли способ ослабления Китая. Им оказалась торговля наркотиком. В горах Индии, где англичане были хозяевами, произрастал опиумный мак. Вкладывая деньги в производство и распространение наркотика, англичане поставляли его китайцам в обмен на чай. Английские корабли доставляли опиум в китайские порты, а затем отправляли его по рекам в глубь страны. Китайцы попытались бороться с опасностью. Однако, несмотря на официальные запреты и даже указы императора, торговля опиумом не прекращалась. В 1839 г. английским купцам приказали очистить склады от опиума, у неподчинившихся товар был уничтожен или конфискован. Англичане в ответ прибегли к оружию. Начались открытые военные действия, завершившиеся капитуляцией Китая в 1842 г. Империя должна была выплатить огромную контрибуцию и предоставить Великобритании, а затем и другим европейским странам торговые льготы. К тому же иностранцы получили право неподсудности китайским властям. Все это в целом привело к упадку империи и управляющей ею цинской династии. В стране, как это бывало в ее истории и раньше, начались крестьянские восстания. Но на этот раз обычного повторения очередного цикла в китайской истории и установления новой династии не произошло. В 1911 г. в Китае была провозглашена респуб-
лика, президентом ее был избран Сунь Ятсен. Он был человеком патриотически настроенным, получил хорошее образование (учился в Японии и США). Сунь Ятсен, приспособив западные либерально-демократические и социалистические теории для решения проблемы модернизации Китая, выдвинул универсальную концепцию модернизации страны. Развивая принцип разделения государственной власти на три ветви
(законодательную, исполнительную и судебную), заимствованный из Европы, Сунь Ятсен
добавил две традиционно китайские - экзаменационную и контрольную. Как и во времена
Конфуция, отбирались преданные стране и просвещенные чиновники. Такая система
сохраняется и сейчас на Тайване, а недавно вновь введена в КНР. Три народных
принципа, сформулированных Сунь Ятсеном - национализм, народовластие и народное
благоденствие, синтезируют китайскую и западную культуры.
Не только Сунь Ятсен, но и другие реформаторы, осмысливая опыт модернизации своей
страны, пришли к выводу, что следует придерживаться принципа китаизации западного, а
не вестернизации китайского. Однако реализовывать данный принцип без противоречий и
ошибок весьма непросто.
В 1938 г. Китай был оккупирован Японией и не смог оказать достойное сопротивление
экономически и технически более развитому соседу. В японо-китайской войне погибло 6
млн китайцев. Борьба завершилась образованием Китайской Народной Республики в 1949
г.
В период правления Мао Цзэдуна страна оказалась втянутой не только в революционный
процесс, но и в гигантские социальные эксперименты: «большой скачок» и «культурную
революцию».
Политика «большого скачка» была абсолютно волюнтаристской попыткой «модернизации
вдогонку». Крестьяне были лишены земли и собственности, объединены в коммуны,
производство оказалось дезорганизовано, в стране начался страшный голод (некоторые
социологи считают, что от голода умерли 30 млн человек).
На рубеже 1960-х гг. положение было выправлено, но вскоре начался очередной
грандиозный эксперимент - китайская «культурная революция», под знаком которой
прошло послед-
нее десятилетие жизни Мао (он умер в 1976 г.). В ходе культурной революции миллионы образованных китайцев были переселены в деревню под предлогом борьбы с буржуазной идеологией. Начались погромы партийного и государственного аппарата и интеллигенции (с ее стороны Мао ощущал скрытую оппозиционность). Проводили культурную революцию хунвейбины - преданные Мао отряды молодежи. Культурная революция вновь довела страну до кризиса. Перед преемниками Мао встала проблема выхода из тупика.
Новые реформы, проведение которых связано с именем Дэн Сяопина, оказались очень успешными. Суть их заключалась в возвращении работнику заинтересованности в своем труде и разрешении коммерческой деятельности. Избранная модель развития включила элементы частнопредпринимательской деятельности, приватизационный сектор работал на свободный рынок. При этом Китаю удалось сохранить государственный сектор экономики, все еще остающийся весьма значительным, государственное регулирование и планирование. Уже к концу 1980-х гг. реформы привели Китай к большим экономическим успехам: страна полностью обеспечила себя продовольствием, выросли стандарты потребления, изменился образ жизни людей. В последние годы успехи китайского общества вывели страну в число лидеров экономического развития. А в XXI в. Китай обещает стать новой супердержавой.
Китайские реформаторы считают, что традиционная китайская культура не противоречит модернизации. Напротив, ей во многом помогают такие конфуцианские ценности, как строгое соблюдение семейного и профессионального долга, почтение и уважение к власти, стремление к учебе и самовоспитанию. Китайцы полагают, что и в информационном постиндустриальном обществе сохранится роль традиций. Китайский национальный характер, предполагающий преданность семье, бесконфликтное поведение, политическую индифферентность, вполне может сочетаться с информационной цивилизацией. Возможно, что наряду с «протестантским капитализмом» существует особая модель
«конфуцианского капитализма», также основывающаяся на доверии и чувстве долга, уважении к богатству. Экономические успехи азиатского региона делают это предположение обоснованным.
Сейчас важнейшей для Китая проблемой является контроль над рождаемостью, иначе никакие самые высокие темпы роста экономики не спасут население от снижения уровня жизни. В стране принята весьма жесткая программа ограничения рождаемости, причем успешно выполняемая. Достаточно сказать, что теперь уже не Китай, а Индия стала страной с самым большим населением. Ограничение рождаемости осуществляется во многом благодаря привычным методам государственного регулирования (американцы даже собирались обратиться в ООН с обвинением Китая в нарушении прав человека, а именно права иметь столько детей, сколько пожелает семья). Как долго Китай сможет успешно сочетать новые формы экономического развития и достаточно традиционную политическую систему, сказать трудно. Ясно одно: Китай еще раз подтвердил уникальную жизнеустойчивость своей цивилизации.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 424;