Социально-политическая структура


Еще Гегель, характеризуя отношения между властью и обществом, заметил, что в Китае, где перед императором все равны, следовательно, одинаково бесправны, не может существовать большого различия между рабством и свободой. Восточные

деспотии Гегель считал обществами, где свободен только один правитель. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной, поскольку она являлась сакральной: император про­возглашался сыном Неба — верховного духа, выдававшего «мандат» на правление. В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат. Чиновники нужны были для организации основного производственного процесса: государство взяло на себя управление экономикой сельского хозяйства. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, от их бла­гополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи.

Главной агрокультурой в Китае был рис. Исследователи, изучающие связь между типом хозяйствования и образом жизни, отмечают, что технология заливного рисоводства (как в Китае) ввиду угрозы ирригационным сооружениям предполагает мир, стабильность и порядок, которые должны обеспечиваться именно государством. Государство занимает очень высокое место в системе ценностей, а его представители, чиновники, получают самый высокий социальный статус1.

Поэтому отбор будущих чиновников и их подготовка были одной из основных проблем государства. Если сначала чиновники принадлежали к определенному социальному слою и их привилегии обеспечивались наследственно, то со временем претендентов на должность стали отбирать по конкурсу. Участники конкурса сдавали экзамены по истории и литературе, демонстрировали умение рассуждать на философские темы и даже сочинять стихи. Успешная сдача экзаменов открывала возможность стать чиновником, а следовательно, приобрести высокий социальный статус в обществе и получать высокое жалованье. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины, хотя, конечно, в большинстве случаев кандидатами на должности были потомки чиновников и знати. Допуск к экзаменам простолюдинов открывал возможность для каждого способного мальчика, обратившего на себя внимание односельчан, занять со временем важный государственный пост. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными моло-1 См.: Кульпин Э.С. Восток // Человек и природа на Дальнем Востоке. М., 1998. С. 20.

дыми людьми; поскольку сдать экзамены было весьма непросто, участники конкурса, «студенты», предпринимали такие попытки не один раз. Бродячий «вечный студент» стал персонажем многих китайских сказок.

Принцип выдвижения мудрых и способных и справедливого конкурса на должность провозглашался еще Конфуцием. В эпохи Тан и Сун система отбора была полностью оформлена и предполагала выдвижение именно знатоков конфуцианства, которые от теории должны были переходить к практике. Бесспорно, что именно жесткая система отбора чиновников стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации.

Еще одним следствием принятой в Китае системы сдачи экзаменов на государственные должности явилась высокая ценность образования: выдержать экзамены мог только тот, кто занимался под руководством мудрых и образованных учителей. Именно образование давало возможность человеку изменить социальное положение, повысить свой статус. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, например статус мудреца был намного выше статуса военного.

В Китае образование стало «лифтом социальной мобильности», обеспечивая возможность перехода из одного социального слоя в другой, во многом благодаря личным заслугам.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 352;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.