Вокальный ансамбль и его зависимость от тесситурных условий.
(Естественный и искусственный ансамбль).
Соорганизовать и уравновесить все элементы механического ансамбля в хоре – прямое дело дирижера. Однако этого бывает иногда недостаточно. Дело в том, что нередко встречается такое построение аккорда, при котором не учтено одинаковое естественное напряжение голосов во всех хоровых партиях и потому при всем старании хора и дирижера достигнуть равновесия в звучании бывает очень трудно.
Ансамбль хора в значительной степени зависит от тесситурных условий, в которых находится та или другая партия.
Тесситурой называется часть звукоряда общего диапазона хоровой партии, наиболее использованная в данном произведении в целом или на отдельном его отрезке.
Чтобы научиться безошибочно определять всякий аккорд с точки зрения естественного и искусственного ансамбля, надо рассмотреть диапазон, регистры и свойственную им динамику каждой хоровой партии.
1 Сопрано
Из приведенного примера видно, что не все регистры одинаково хороши по звучанию. Заставить петь сопрано f в низком регистре, это значит исказить природную сущность и, уже наверное, не получить звука хорошего качества.
2 Сопрано
Самый хороший регистр сопрано вторых – средний и отчасти высокий. Рекомендуется кроме того учесть два практических замечания: С2-е, как голоса более массивные и густые в сравнении с С1-ми, не следует использовать выше фа или соль второй октавы, в противном случае они слишком отяжеляют звучность партии; в отношении качества и количества партию С2 следует подбирать лучше, чем это обыкновенно делается в хорах: от более тщательного подбора выиграет звучность всего хора.
1 Альт
Почти весь диапазон альтовой партии хорош. Трудны и нехороши по качеству только первые два звука и последний. Особенность тембра альтового звука заключается в плотности, густоте, силе и яркости.
2 Альт
Диапазон вторых альтов отличается тем, что у них в низком регистре имеются и хорошо звучат те два звука, которых нет у первых. Тембр же звука, не имея той яркости, которая имеется у А 1, еще более плотен, густ, силен и очень содержателен.
1 Тенор
В партии первых теноров очень хороши по силе, яркости и блеску средний и высокий регистры. По характеру тембра Т 1 вполне соответствуют сопрано первым: те же легкость, яркость и блеск.
2 Тенор
Тенора 2 отличаются от первых тем, что имеют низкий регистр, при отсутствии высокого; звук сильный и густой, не блещущий яркостью, но полный и плотный.
1 Бас
Сила и вместе с тем легкость, яркость и блеск – таковы качества баритонов.
2 Бас
Сила, мощь, полнота, густота, сочность и яркость – качества басов, основного голоса, держащего на себе всю тяжесть хорового аккорда. Тембр и характер звука басов настолько общеизвестен, что распространяться о них едва ли нужно.
Профундо.
Октава хороша только на нотах, расположенных на нижних добавочных линейках; все, что выше, хотя и звучит иногда хорошо, но встречается редко.
Из анализа диапазона хоровых голосов видно, что наиболее удобным, т.н. «рабочим» диапазоном, будет средняя часть звукоряда. Пение, а, следовательно, и достижение ансамбля, в крайних регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона, более трудно.
Однако если все хоровые партии поставлены примерно в одни тесситурные условия, достижение ансамбля всегда менее затруднительно, нежели в тех случаях, когда тесситурные условия неодинаковы.
Из сказанного следует, что со стороны использования тесситурных условий ансамбль хора может иметь два вида:
1. ансамбль, при равномерном использовании тесситурных условий (или все поют высоко, или все низко, или все голоса находятся в средних регистрах) - естественный;
2. ансамбль, при неравномерном использовании тесситурных условий (т.е., когда одни партии поют высоко, другие низко) - искусственный;
Совершенно очевидно, что достижение равновесия в звучании во втором случае значительно труднее, чем в первом.
При неравномерном использовании тесситурных условий для уравновешенности хоровой звучности необходимо применять различные динамические оттенки, например: сокращать звучность партий, находящихся в более выгодных условиях, и усиливать звучность партий, поставленных в невыгодные условия.
Также ансамбль может создаваться искусственно и в некоторых других случаях. Например, при ослабляющем одну из хоровых партий divisi (в этом случае изменяется количественная уравновешенность хоровых голосов). То же самое происходит при удвоении отдельных хоровых партий.
Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что искусственный ансамбль образуется:
при неравномерной укомплектованности хоровых партий
при пении хоровых партий в разных тесситурных условиях
при divisi в одной из хоровых партий
при удвоении отдельных голосов
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 953;