Лермонтов «Азраил» (1831): «Живу один средь мертвецов».
Поэт теперь оказывается не жрецом, а «скитальцем на земле, бездомным и сирым». Раздвоение теперь претерпевает и сам романтический человек. Он осознает непримиримое противоречие в самом себе, либо сталкивается со своим демоническим двойником («Элексиры дьявола» Гофмана).
Раздвоенность реальности понимается как непримиримая и безысходная борьба добра со злом, Божественного и демонического. Доверчивость, присущая раннему романтизму, сменяется подозрением и ощущением измены. Спасение романтики видят в бегстве в иные формы жизни. Ими могут быть природа, экзотические и «естественные» культуры, воображаемый мир детства, утопии, измененные состояния сознания. Теперь безумие, а не ирония, становятся естественной реакцией на раздвоенность мира. Безумие расширяет умственный кругозор человека.
Бегство из мира может осуществиться в смерти. Этот мотив получает широкое распространение в позднем романтизме. Появляется новая метафора тела и жизни человека как темницы. Появляется новый мотив – любви к смерти: Байрон «Каин»: «быть может, именно смерть ведет к высшему знанию».
Ранний романтизм почти уничтожает дистанцию между Богом и человеком, соединяет их чуть ли не на равных. В позднем романтизме совершается их взаимоотчуждение. Романтики создают образ героического скептика. Человек бесстрашно порывает с Богом и остается посреди пустого и чужого мира. Мюссе «Ролла» (1833): «Я не верю, о Христос, Твоему святому слову, я слишком поздно пришел в слишком старый мир, из века, лишенного надежды, родится век, в котором не будет страха».
Стоическая позиция нередко приводит романтика к апологии страдания и к его фетишизации. Мюссе в «Майской ночи» (1835) говорит: «Ничто не придает нам такого величия, как великое страдание».
С начала 30-х годов 19 века в связи с борьбой с общим литературным противником – поздним классицизмом, складывается новое литературное направление – реализм. Эстетика реализма определила литературный процесс второй половины 19 века и окрасила романтизм в негативные тона. Романтизм у реалистов ассоциируется с риторическим многословием, преобладанием внешних эффектов, мелодраматизмом. Все это действительно характерно для эпигонов романтизма.
Разработанный романтиками круг проблем – тема утраченного рая, отчуждения, вины и искупления, мотивы богоборчества, «нигилистического сознания» - оказался долговечнее романтической поэтики. Эти проблемы сохраняют значение в позднейшей литературе, причем без осознания преемственности с романтической традицией. Современное литературоведение нередко рассматривает романтизм не только как историческое понятие, но и как универсальную эстетическую категорию. Шарль Бодлер считал «романтическим» всякое «современное искусство», в котором есть «субъективность, духовность, краски, устремленность к бесконечному».
Таким образом, романтизм понимается как вневременная духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям разных эпох.
«Озёрная школа»
Первый этап английского романтизма 90-х годов 18 века представлен так называемой «озёрной школой». В нее входили Уильям Вордсворт, Самюэл Тейлор Колдридж, Роббер Саути. Жизнь и творчество поэтов было связано с Озерным краем, Северными графствами Англии, где было много озер. Другое название поэтов этой школы – поэты-лейкисты (от анг. Lake – «озеро»).
Название «озёрная школа» изобретено журналистом Ф. Джеффри уже много лет спустя после распада творческого союза в 1802 году. Термин «озёрная школа» в сознании современников вызывал негативные ассоциации. Байрон в посвящении к «Дону Жуану» (1817) иронически отзывался обо всех лейкистах. Этот термин никогда не использовался самими участниками школы.
Расцвет «озёрной школы» относится к 1797-98 годам. Вордсворт и Колдридж выработали новое романтическое представление о поэзии. Программным стал сборник «Лирические баллады» (1798). В нем они отказываются от старых классицистических образцов, провозглашают демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, разрушение старой системы стихосложения. Предисловие к сборнику стало манифестом раннего английского романтизма.
В судьбах Вордсворта, Колдриджа и Саути было много общего. Они сначала приветствовали французскую революцию, но потом испугались якобинского террора и отступились от нее. Вордсворт и Саути стали поэтами-лауреатами. В последние годы жизни лейкисты ослабили свою поэтическую активность, перестали писать стихи. Саути обратился к прозе, Колдридж к философии и религии, Вордсворт к осмыслению творческого сознания поэта.
Уже в середине 19 века исследователи и мемуаристы отрицают реальность существования «озёрной школы». В качестве аргумента выдвигают идею Вордсворта об отрицании поэтического языка. Но участие сподвижников школы – Колдриджа было кратковременным, Саути – непрямым и несистематическим. Эти сомнения разделяют многие современные российские исследователи: Н.Я. Дьяконова, А.Н. Горбунов, Н.А. Соловьева. По их мнению, если «озёрная школа» и существовала, то ее представителем был только один поэт – Вордсворт. Вместе с тем, роль представителей «озёрной школы» в истории литературы была велика. Они впервые открыто осудили классицистические принципы творчества. Лейкисты требовали изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта простых людей сельских тружеников. Таким образом, лейкисты являются продолжателями традиций сентиментализма. Они возрождают интерес англичан к Шекспиру, к поэтам английского ренессанса, взывают к национальному самосознанию. Они подчеркивают отказ от универсальных классицистических канонов в пользу самобытной, оригинальной английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.
Основными жанрами «озёрной школы» были баллады и поэмы. У Вордсворта в центре внимания было переживание природы, близкой к пониманию бессмертия, коллизии из жизни бедноты. У Колдриджа – тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, для многих она оборачивается «жизнью-в-смерти». У Саути преобладают средневековые и восточно-романтические мотивы.
Вордсворт и его единомышленники сумели показать трагизм английского крестьянства в период промышленного переворота. Они акцентировали внимание читателя на психологических последствиях социальных изменений.
Лейкисты решительно выступили против изжившей себя классицистической поэтики, обогатили поэтический язык за счет введения разговорной лексики, приблизили поэтический стиль к разговорной речи. Вслед за английскими сентименталистами Томсоном и Греем они использовали размытое, смешанное видение. Оно было рождено не разумом, а чувством.
Лейкисты ратовали за смену силлабической системы стихосложения более соответствующей нормам английского языка тонической системой. Они отказывались от традиционных поэтических образов, смело вводили новые лексические формы, разговорные интонации, развернутые метафоры и сравнения, сложную романтическую символику.
И Вордсворта и Колдриджа в период создания баллад (1798) объединяло стремление следовать правде природы, стремление вызвать сострадание и сочувствие у читателя. Задачей поэзии, по их мнению, было обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. Вордсворт и Колдридж рассматривали Вселенную как проявление абсолютного духа. Задача поэзии – уловить абсолютное в простейших явлениях современной жизни. Поэт должен поддерживать связи между человеком и Творцом. Но уже с «Лирических баллад» наметились различия между двумя поэтами. Колдриджа интересовали сверхъестественные события, которым он стремился придать черты обыденного и реального. Вордсворта привлекало именно обыденное, прозаическое, которое возводилось им в ранг невероятного, интересного и необычного. Вордсворт берет характеры и события прямо из жизни. Его поэзия носит легкий отпечаток натурализма. Поэт ставит своей задачей отождествить язык поэзии и прозы, передать размерами стиха подлинный язык людей.
Реформа поэтического языка лейкистами была высоко оценена А.С. Пушкиным: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному. Так некогда во Франции светские люди восхищались музой Ваде, так ныне Вордсворт и Колдридж увлекли за собой мнение многих. Но Ваде не умел ни воображения, ни поэтического чувства, его остроумные произведения дышат одной веселостью, выраженным площадным языком торговок и носильщиков. Произведения английских поэтов, напротив, исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина».
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 397;