Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788-1824)
Байрон потомок старинного ирландского дворянского рода. Когда ему было 3 года, умер отец, он во Франции скрывался от кредиторов. Байрон был свободолюбивым и гордым мальчиком, он сильно переживал свою природную хромоту, стыдился бедности. Его мать была женщина с неуравновешенным и властным характером, он часто терпел от нее незаслуженные обиды. Мать, несмотря на скудные средства, дала сыну блестящее образование. Он учился в лучшей закрытой школе в Хэрроу. Байрон рано пристрастился к книгам, особенно его интересовали исторические сочинения. После смерти «злого лорда» двоюродного деда Уильяма Байрона его титул пэра и несколько поместий переходят к будущему поэту. Байрон получил строгое классическое образование, но он не обременял себя науками, больше интересовался древними языками, спортом и театром. В это время Байрон мечтает стать политическим деятелем. В летние каникулы он знакомится с дочерью соседей – Мэри Гаворт. Романтическая любовь Байрона к Мэри закончилась трагически. «Злой лорд» Уильям Байрон на дуэли убил деда Мэри. По настоянию родителей она вышла замуж за богатого помещика, с которым была очень несчастна в браке. Байрон никогда не видел Мэри после замужества, но продолжал думать о ней и посвятил ряд стихотворений.
После окончания Кэмбриджа Байрон ведет светский образ жизни «золотой молодежи». Это времяпрепровождение не удовлетворяет его. В 1806-1807 гг. выпускает первый сборник стихотворений, написанный в возрасте 14-19 лет. В ранней лирике Байрона отчетливо ощущается влияние сентиментальной и классицистической поэзии. Основными темами поэзии были – школа, университет, друзья, аббатство. Но в отличие от сентименталистов, Байрон не мечтает уйти от суетного света, а мечтает о дальнейшей энергичной жизни. Уже в первом сборнике отмечается интерес к философии, желание постичь тайны вселенной.
В 1809 г. Байрон становится членом палаты лордов. Он скептически отзывается о парламентской системе и борьбе партий. Байрон серьезно относится к политике, в университете он серьезно начинает заниматься риторикой. Насколько серьезно он относился к политике можно судить по письму от 15 января 1809 г.: «Я займу свое место в Парламенте, как только позволят обстоятельства. Я еще не решил, к кому примкнуть в политике, и не намерен необдуманно связывать себя заявлениями или обещать поддержку тому или иному лицу или делу; я не хочу очертя голову кидаться в оппозицию, но буду всячески избегать общения с министерством. Не могу сказать, чтобы я вполне сочувствовал той или другой партии. Я останусь в стороне, буду говорить, что думаю, но не часто и не сразу. Если удастся, надеюсь сохранить независимость, но если вступлю в какую-либо партию, то постараюсь быть там не из последних».
В 1811 г. начинаются первые выступления луддитов-разрушителей машин. Парламент должен был рассмотреть проект закона о смертной казни разрушителям станков. Байрон своими глазами видел нищету, ставшую причиной недовольства рабочих. Луддистское движение было воспринято им и в социальном и в романтическом плане, как проявление протеста, непокорности и независимости. Свою первую парламентскую речь Байрон посвятил луддитам. Он не только протестует против принятия законопроекта, но и требует милосердия к жертвам буржуазного прогресса.
«Я посетил места военных действий в Испании и Португалии, побывал в самых угнетенных провинциях Турции, но нигде, даже под игом самой деспотичной державы, я не видел столь безвыходной, столь отчаянной нужды, которую обнаружил, вернувшись к себе на родину».
«Я считаю, что в отношении рабочих допущена большая несправедливость, что они принесены в жертву интересам некоторых лиц, обогатившихся на нововведениях, которые отняли у ткачей работу. Я считаю, милорд, что можно приветствовать благожелательный для человечества прогресс промышленности, но нельзя допустить, чтобы человечество приносилось в жертву усовершенствованию машин. Обеспечить существование трудящихся бедняков – более важная для общества задача, чем обогащение нескольких монополистов с помощью усовершенствованных орудий, которые отнимут хлеб у рабочего и делают невыгодным его наем. Я видел, как живут эти несчастные и какой это позор для цивилизованной страны. Можно осуждать их поступки, но удивляться им не приходиться».
Байрона считают опасным вольнодумцем. Вся жизнь Байрона становится борьбой за правое дело. В Италии он помогает карбонариям, мечтает освободить Грецию от турецкого ига, снаряжает на свои деньги корабли и вооружает людей. В Греции он и умирает 19 апреля 1824 г. от лихорадки. Его смерть была воспринята греками как большая утрата, отмеченная национальным трауром.
Став членом парламента, Байрон решает, что ему необходимо узнать жизнь и быт других народов. Он посещает Португалию, Испанию, Италию, Грецию. Во время путешествия Байрон ведет дневник. Это путешествие формирует оригинальный талант Байрона, с него начинается его творчество. Выделяют 2 периода: 1) 1811-1815; 2) 1815-1824.
«Паломничество Чайльда-Гарольда» - первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Ее отличает новая жанровая форма – лиро-эпическая поэма. Она сочетала в себе историю жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта. Первые 2 книги напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и драматический монолог героя, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы. Байрон не связывает себя твердыми жанровыми правилами, дает свободу фантазии и экспериментирует с языком. Поэма написана спенсеровой строфой. Она позволяет поэту воссоздать сложный внутренний мир Гарольда, описать картины природы, рассказать читателю о древних культурах и погибших цивилизациях.
Новая жанровая форма определяет композиционную структуру поэмы. Поэт вольно обращается с повествовательной линией поэмы, разбивает ее вставками-балладами, стансами, лирическими отступлениями. Чайльд-Гарольд – новый герой в литературе, романтический тип, воплотивший в себе важнейшие черты своего времени. Он резко отличается от просветительского героя. Для него путешествие было средством приобретения жизненного опыта, который поможет ему найти место в обществе. Гарольд отличается и от сентименталистского героя. Для него путешествие – это сложные поиски героем собственного «я».
Чайльд-Гарольд – наследник старинного дворянского рода. Ему пресытило внешнее благополучие, любовь красавиц, одиночество среди людей. Гарольд – романтическая личность, он хочет опасных и страшных приключений, он рвется к неведомому и лучшему. Его не удовлетворяет успех, который уготован людям его круга. Действительность надоела ему скукой и однообразием. Байрон наряжает героя в рыцарский костюм 16 века, снабжает пажем, оруженосцем, слугами. Этот анахронизм связан с новым пониманием историзма, введенного романтиками.
В рамках лиро-эпической поэмы Байрон дает герою возможность по-разному раскрывать душу. В балладе «Прости» дается обобщенный романтический образ: тоска по неизведанному идеалу, оторванность от родной среды, неприкаянность, скорбь, разочарование. В стансах «Инесс» Гарольд изливает истерзанную душу.
Целью путешествия Гарольда стала жажда познания, стремление увидеть род человеческий. В этом сходство Гарольда с Байроном. В то же время Байрон подчеркивает разрыв между ним и его героем.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 461;