Романтизм как тип культуры и художественная система.
Романтизм – ведущее направление в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Литературный 19 век не совпадает с календарным веком. Существенное влияние на развитие литературного процесса повлияли Французская революция 1789-1799 годов, завершение промышленного переворота в Англии, война за независимость в США.
Этимологически термин «романтизм» связан с обозначением в романских языках повествовательного произведения на вымышленный сюжет. В 17 веке в Англии появляется эпитет «романтический», обозначающий «вымышленный», «причудливый», «фантастический». В 18 веке эпитет становится интернациональным, в 1780-е годы появляется в России, чаще всего обозначает причудливый пейзаж.
Романтическое движение начинается почти одновременно в Германии (иенский романтизм), в Англии («озёрная школа» или лейкисты), позднее во Франции. Затем оно охватывает и другие страны: Россию (Жуковский говорил о себе, что «он родитель на Руси немецкого романтизма»), США (Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Мелвилл), Польшу (Адам Мицкевич).
Общая периодизация романтизма невозможна из-за его неоднородного развития в разных странах. В европейских странах и России романтизм в 1830-40-е годах теряет ведущее значение под давлением новых литературных течений – реализма. В странах, где романтизм появился позднее, он гораздо дольше сохранял лидирующие позиции (в частности в американской литературе). Первая волна романтиков – иенские, гейдельбергские романтики, «озерная школа», Шатобриан, Жермена де Сталь. Второе поколение романтиков – швабские романтики, Байрон, Китс, Шелли, Ламартин, Гюго, Мюссе, Санд.
Первыми теоретиками романтизма, создавшими это понятие, были иенские романтики – Новалис, Шлегель. Они вводят новый термин – «романтическая ирония». Шлегель говорил, что романтическая ирония – это победа духа в конфликте материального и идеального, способность духа с высоты оглядывать все вещи. Мир души, по мнению романтиков, торжествует победу над внешним миром.
Будучи международным движением, романтизм обладал ярко выраженными национальными особенностями. Немецкий романтизм был склонен к философским спекуляциям, поиску трансцендентного и универсального, к магически-синтетическому видению мира. Эти идеи были чужды французскому романтизму. Он противопоставлял себя классицизму, имевшему сильные традиции во Франции. Он отличается психологическим аналитизмом (романы Шатобриана, Жермены де Сталь, Констана). Французский романтизм создал более пессимистическую картину мира, пронизанную мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии. Это было связано с трагическими впечатлениями от французской революции, внутренней и внешней эмиграцией французских романтиков. Жубер «Дневник»: «Революция изгнала мой дух из реального мира, сделав его для меня слишком ужасным». Английский романтизм в лице поэтов «озерной школы» (Колдридж, Вордсворт) тяготел, также как и немецкий, к потустороннему и трансцендентному. Но английский романтизм находит его не в мистический и философских рассуждениях, а в непосредственном соприкосновении с природой, в воспоминаниях детства. Русский романтизм отличался значительной неоднородностью. От французского и английского романтизма он взял настроение «мировой скорби», ностальгию по идеальному естественному состоянию человека; от немцев пришло учение о «мировой душе», о присутствии потустороннего в земном мире, о поэте-жреце.
Но при всех национальных различиях, романтизм обладал и целостностью умонастроения. Человек для романтиков больше не служит «мерой всех вещей», он сам заключает в себе «все вещи», в их прошлом и будущем.
Французская революция выдвигает на первый план отдельную личность – «бесконечный индивидуум». Возникает новый тип героя – романтический герой, это определяет характер конфликта. На смену герою Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, в романтизме приходит герой-странник. Он утратил социальные и географические корни. Он свободно перемещается между областями земли, между сном и явью. У него нет ясно представленной цели, он ведом предчувствием и волшебными случайностями-совпадениями.
В романтизме далекое гораздо важнее, чем близкое. Этим объясняется интерес романтизма к инобытию, «миру духов», к чуждым культурам и эпохам (особенно к Средневековью и Возрождению).
Результатом осмысления итогов французской революции было утверждение темы утраченных иллюзий. Эта тема, возникшая еще в конце 18 века в творчестве писателей-романтиков, была подхвачена многими писателями-реалистами 19 века. В творчестве романтиков берет свои истоки также образ «лишнего человека», прошедший через всю литературу 19 века.
Неудовлетворенность результатами французской революции выразилась в возникшей в начале 19 века теории утопического социализма. С идеями утопического социализма связано творчество Гюго и Жор Санд во Франции, Шелли в Англии, Гейне в Германии, Герцена, Чернышевского в России. Французская революция рождает новый тип личности. Одна из культовых личностей эпохи – Наполеон. Его судьба нашла живой отклик в творчестве многих писателей-романтиков.
В основе романтизма лежит социалистическое мировоззрение. Идеалистический порыв романтиков является реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала жизни, подчинении материи духу.
Французская революция побудила литературу начала 19 века осмыслить причины и закономерности, которые привели к такому общественно-политическому взрыву. Этим объясняется обращение романтиков к историческим жанрам. Одним из достижений романтиков является понятие историзма. Основой философского мировосприятия романтизма является идея бесконечного. Историзм романтиков сосредотачивает внимание на национальном прошлом родины, на особенностях национальной истории, национального уклада, быта, одежды. В их произведениях ожили легенды, предания, сказки, песни старины. Это внесло новую струю в развитие литературы. В эпоху романтизма происходит расцвет немецкой фольклористики. Братья Гримм собирают немецкие народные сказки, выходит сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика».
Романтики значительно расширили арсенал художественных средств искусства. Они разработали многие новые жанры, преимущественно субъективно-философской направленности:
- психологическая повесть (большой вклад сделан ранними французскими романтиками);
- лиро-эпическая поэма (лейкисты, Байрон, Шелли, Виньи);
- лирическое стихотворение;
- исторический роман.
С романтизмом связан яркий расцвет лирических жанров. Поэты-романтики решительно порвали с традициями классицистического стихосложения, осуществили принципиальную реформу стиха. Романтики расширили и демократизировали метрические возможности, приблизили их отображению внутреннего мира отдельной личности. Утверждение новых романтических норм в лирике, изменение метрической системы в Англии связано с творчеством лейкистов, Байрона, Шелли, Китса. Во Франции смелыми реформаторами стиха были Виньи, Ламартин, Гюго. В немецкой поэзии – Брентано, Гейне, Мюллер.
Высшим литературным жанром теоретиками романтизма провозглашается роман. Он понимается как магическое слияние всех форм словесного творчества – философии, критики, поэзии и прозы. Однако попытки создания такого романа в реальности не увенчались успехом.
Ощущение принципиальной незавершенности любого высказывания выдвигает в романтизме на первый план жанр фрагмента.
Романтическая ирония в драматургии приняла форму разрушения сценической иллюзии, игры с ходом действия. Например, в пьесе «Кот в сапогах» Л. Тика зрители вмешиваются в представление, в пьесе «Цербино» - герой пытается пустить действие в обратном направлении. В прозе рзрушается цельность действия и единство самой книги. Так, в «Житейских воззрениях уота Мурра» Гофмана основное действие перебивается «макулатурными листками» с биографией капельмейстера Крейслера. Как и в лирике, в эпических жанрах автор-повествователь выдвигается на первый план. Он обладает субъективной позицией и ярко выраженными эмоциями.
Поздний романтизм с новой силой переживает христианское чувство изначальной греховности человека. Тема унаследованной вины, неизбежности судьбы, проклятия и искупления кровью звучит в «трагедиях» рока – трагедии Клейста «Пентесилея», в драмах Гюго.
В позднем романтизме в традиционном конфликте идеала и действительности герой безвозвратно отчужден от мира, общества и государства.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 482;