Второй представитель «Озёрной школы» Самюэл Тейлор Колдридж (1772-1834)
В. Скотт называл его «создателем гармонии». Родился в Девоншире в семье провинциального священника. В школе увлекался философией, читал Вольтера, Дарвина, Платона. Учился в Кембридже, но ему не удалось окончить университет. В 1793 году знакомится с Саути, они мечтают уехать в Америку и создать там общину свободных людей, не подчиняющихся никакой власти. Поездка не осуществляется из-за нехватки денег. В 1796 году знакомится с Вордсвортом, поэтическое сотрудничество выливается в создание совместного сборника «Лирические баллады» (1798).
Колдридж находится под огромным влиянием философии Шеллинга. Он создает свою теорию воображения, разграничивает его на 2 вида.
1) Первичное воображение бессознательно впитывает мир. Это не есть творческий акт как таковой, это способность, присущая любому человеку воспроизвести увиденное.
2) Вторичное воображение имеет художественные цели и умеет подчинять их творческому замыслу. Это способность особая, присущая не всем.
Художник – посредник между идеальным и реальным миром природы и человека. Истинное подражание природе возможно с помощью символов. На начальном этапе творчества излюбленным жанром Колдриджа был сонет. В 1794-95 гг. он создает целый цикл «Сонеты, посвященные видным деятелям» (Пристли, Шеридану, Годвину, Костюшко).
Чувство причастности к несчастьям людей поэта-романтика оттеняются у Колдриджа желанием сосредоточиться на самом себе, преодолеть суету мирской жизни. Но реальная жизнь бесцеремонно вторгается в светлый, радужный мир поэта-фантазера. Карательные действия английских войск в Ирландии вызвали возмущение всех мыслящих людей эпохи. Колдридж отозвался на эти события военной эклогой «Огонь, Голод и Резня» (1798). Античные эклоги воссоздают мирные пастушеские беседы. У Колдриджа 3 сестры ведьмы – Огонь, Голод, Резня расправляются с простыми ирландцами и наслаждаются при виде их мучений. Натуралистические детали и подробности в рассказах ведьм полностью разрушают традиции античных идиллий.
1797-1802 гг. – время, наиболее плодотворное в творчестве Колдриджа. Он создает самые известные и значительные поэмы: «Баллада о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла Хан», «Франция», «Уныние», «Любовь и старость». При общем нарастании элегических настроений и углублении социального скептицизма, четко определяется философская направленность поэзии Колдриджа. Основными мотивами поэзии Колдриджа весной является меланхолия надежды, осенью – меланхолия смирения, покорности. Природа имеет для поэта особый смысл и значение. Ее вечная мудрость и слабость спасают человека от минутной слабости и отчаяния, направляют его на путь истины и добра. Но и они, по мнению поэта, изменчивы и непостоянны, вечна и нетленна только одна мысль поэта, его идеал. Колдридж пересматривает и переоценивает свои прежние политические идеалы. Наполеона он называет «бездушным мечтателем бездушного мира». Он, как и многие современники, увидел в Наполеоне властителя, развязавшего захватнические войны. Понятие свободы у Колдриджа ассоциируется теперь только со стихиями природы, человеческие деяния уничтожили содержание этого понятия. Колдридж впервые в литературе английского романтизма показывает безысходность индивидуалистического бунтарства – ода «Франция».
Колдридж-романтик критикует цивилизацию и урбанизацию жизни. Природа часто мстит человеку за преступления, которые он совершает. Этой проблеме посвящена поэма-фантазия «Сказание о старом мореходе» (1797). Сюжет подсказан ему Вордсвортом. Фабулу событий Колдридж вносит в отдельный столбик, а основная часть – это лирическая исповедь моряка. Все приключения моряка носят отчетливо символический характер. Одним из ярких романтических обобщений, символизирующие гибель, упадок и разложение – это гниющее море с мертвым кораблем. Трупы на корабле кажутся старику ожившими. Старый моряк совершает убийство альбатроса, эта птица является символом невинности. Постепенно в нем происходит мучительное осознание вины перед природой. Муки и страдания моряка приобретают вселенский характер. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Когда мореход благословляет водяных змей, мертвый альбатрос падает в море. Это освобождает моряка от страшных угрызений совести. Окончательное искупление происходит, когда корабль уходит под воду. Корабль является символом преступления, вины и наказания. В финале поэмы звучит тема прощения всех, кто может осознать свою вину перед природой.
Следующее произведение, в котором поэт обращается к образам прошлого поэма «Кристабель» (1798). Это своеобразная стилизация под средневековую легенду. Очень трудно определить, где происходит действие, Колдридж передает только психологическую атмосферу страха и ужаса. Кристабель уходит в лес помолиться за любимого, который ушел на войну. Там она встречает незнакомку – очень красивую девушку Джеральдину. В глазах Джеральдины светится змеиный огонек, но Кристабель она кажется совершенной невинностью. Колдридж искусно сплетает реальное и фантастическое и убеждает читателя в существовании оборотней. Кристабель приводит ее в свой дом. Джеральдина мстит ее отцу, за то, что он много лет назад поссорился с ее отцом. Джеральдина оказывается колдуньей, она соблазняет отца Кристабель и хочет совратить ее с пути благочестия. На этом поэма заканчивается, эта незавершенность рождает различные толкования концовки. Доверчивая доброта оказывается бессильной перед властью зла. По замыслу поэта, поэма должна была выразить торжество христианской морали. Темное, злое есть в душе каждого человека. Важно сделать усилие и не дать силам зла одержать победу над собой.
Колдридж поэт и философ отличался широтой кругозора, глубокими познаниями в области поэзии и культуры. Созданная им теория воображения стала основой литературной критики эпохи раннего романтизма. Для Колдриджа характерно обостренное национальное самосознание, интерес к средневековой английской поэзии. В последние годы жизни поэт становится яростным защитником церкви, считает религию основой человеческого существования.
Поэзия Колдриджа необычайно синкретична, объединяет музыкальные, словесные и живописные возможности передачи чувств и настроений человека. Колдридж стал реформатором поэтического языка и стихосложения. Разнообразие метрики поэта поражает, он использует четверостишия, 5-ти, 6-ти строчные строфы, белый стих, гекзаметр, размеры классической древности, метрику песенной баллады, раешник, перебои метра и ритма. Поэтическое мастерство Колдриджа было высоко оценено современниками. В. Скотт называл его великим поэтом: «Его стихи о любви, одни из самых прекрасных, написанных на английском языке».
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 402;