Гаага. Дом Маурица («Маурицхёйс»). 17 в. Классицизм. Коллекция.
Музей занимает восхитительный особняк 17 века — бывшую резиденцию наместника Голландской Бразилии графа Маурица Ван Нассау.
Особняк был построен в 1633-1664 годах архитекторами Питером Постом и Якобом ван Кампеном по заказу фельдмаршала Республики Соединенных Провинций и управляющего голландскими владениями в Бразилии Йоханом-Морицем Нассау-Зигенским. Здание представляет собой один из лучших примеров голландского классицизма, для которого характерно использование элементов, заимствованных из классической античной архитектуры. Его украшают колонны и пилястрыионическогоордера, а выступающий ризалит, выполненный из природного камня, придает ему сходство с римским храмом.
Во времена, когда особняк принадлежал фельдмаршалу, здесь многое напоминало о его службе в Бразилии. Лестница была выполнена из древесины тропических деревьев, а холл украшали фрески, изображающие бразильские пейзажи. Йохан-Мориц собрал обширную коллекцию из предметов, привезенных из Нового Света, которые представлялись голландцам необычными и экзотическими. В нее вошли головные уборы индейцев, музыкальные инструменты, чучела животных, раковины и кораллы, а также драгоценные камни и металлы.
После 1685 года особняк использовался в качестве «отеля государственного уровня», в котором останавливались высокопоставленные гости нидерландских Генеральных штатов. В 1704 году здание пострадало от пожара, вероятным виновником которого стал пьяный слуга. Окончательно дворец был восстановлен только в 1720 году, однако интерьер был оформлен по моде 18 века.
В 1820 году государство выкупило здание для того, чтобы разместить коллекцию живописи из Королевского кабинета. Музей, где наряду с картинами было представлено собрание древностей (находилось здесь до 1875 года), открыл свои двери в 1822 году. В течение 19-20 веков Маурицхёйс приобрел всемирную известность.
Старейшей частью коллекции музея является собрание Королевского кабинета, в которое входило собрание, принадлежавшее статхаудеру Вильгельму V. Часть его досталась Вильгельму по наследству, а часть полотен была приобретена им самим. В нее входили такие полотна как «Бык» Паулюса Поттера, «Молодая мать» Геррита Доу, а также работы Брейгеля и Рубенса. После французского вторжения в 1795 году, некоторые его картины были перевезены в Лувр, и возвращены только спустя 20 лет. После этого король Вильгельм I передал картины государству, и собрание получило название коллекции Королевского кабинета. В 1822 году она стала основой собрания Маурицхёйса.
Жемчужинами коллекции Маурицхёйса по праву считаются:
* «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665), «Вид Делфта» (1665), «Диана и нимфы»(1656) Яна Вермеера;
* «Андромеда» (1631) и «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) Рембрандта.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2298;