Север России в военно-морском отношении.
Арктическая зона
Арктическая зона – регион особых стратегических и экономических интересов ведущих мировых держав.
Существует ряд причин, определяющих рост интенсивности политического дискурса касательно международного правового регулирования процессов освоения арктического пространства:
1. Подводные позиции на северо-востоке Баренцева моря имеют важное стратегическое значение для государств, имеющих ядерный подводный флот. Здесь пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет, позволяющие поразить большинство критических объектов военной и гражданской инфраструктуры в мире[23].
2. По некоторым оценкам экспертов, в арктической зоне находится около четверти мировых неразведанных запасов углеводородов[24].
3. Таяние арктических льдов позволит с большей эффективностью использовать Северный морской путь для транзита грузов из Европы в страны Восточной Азии[25].
НАТО
Руководство Североатлантического альянса никогда не скрывало свои интересы в Арктике, прежде всего – военные. Де-факто в операционные зоны Объединенных вооруженных сил (ОВС) альянса (а также ВС США) на Атлантике и в Европе включена вся Арктическая зона и ее составная часть – российская Арктика: на т.н. Северо-Западном Европейском театре военных действий ОВС НАТО находятся акватория западной части Баренцева моря и архипелаг Шпицберген, а в зоне ОВС НАТО на Атлантике – Атлантический сектор Арктики[26]. Примечательно, что расширение НАТО в Арктике означает фактический отказ от признанных мировым сообществом границ операционных зон ОВС блока, установленных документами 1949–1953 гг., которые в Северной Норвегии не выходили за пределы норвежских территориальных вод, а в Северной Атлантике – за пределы северных географических границ Норвежского и Гренландского морей.
Повышенное внимание НАТО к Арктическому региону связано с поддержкой интересов его стран-членов (США, Канада, Дания, Норвегия и Исландия). То, кому здесь отдается приоритет, недвусмысленно следует из заявления официального представителя НАТО Дж. Аппатурая 15 января 2009 года о том, что Арктика является стратегически важным регионом для альянса[27].
Уже через две недели после этого в Рейкьявике (Исландия) был проведен семинар по данной проблеме с участием высшего военно-политического руководства (ВПР) блока. Генералы и политики стран-членов Альянса, обсудив проблемы безопасности и климатические изменения в регионе, обнаружили там «растущее военное присутствие» (российское, надо полагать), а также пришли к выводу о том, что усиливающаяся конкуренция за новые морские пути и полезные ископаемые может привести к «самым неблагоприятным» сценариям развития обстановки[28].
На сегодняшний день военное присутствие Альянса в Арктике представлено объединенной системой ПВО, состоящей из истребителей постоянной готовности, системы предупреждения о военном нападении типа АВАКС (AWACS) и разведывательной авиации[29]. Кроме этого, силы НАТО обеспечивают патрулирование воздушного пространства над Исландией[30]. В учениях НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» принимают участие ВС нейтральных приарктических государств – Швеции и Финляндии[31].
В свою очередь бывший министр иностранных дел Норвегии Т. Столтенберг (отец нынешнего премьер-министра страны), в своем докладе, представленном на встрече на уровне МИД Северных стран в Осло в феврале 2009 г., предложил Финляндии и Швеции сотрудничество с НАТО по вопросам ПВО, в частности, по обмену данными. Кроме того, норвежский политик высказывал предложение о создании объединенного подразделения судов береговой охраны и спасательных служб стран Северной Европы. Также Т. Столтенберг считал возможным создание совместных морских сил быстрого реагирования, ледокольной группы, амфибийных подразделений, спутниковой группировки для контроля морского и воздушного пространства (к 2020 г.)[32].
В рамках НАТО заключаются соглашения о военном сотрудничестве между арктическими государствами.
Так, в мае 2010 г. Канада и Дания подписали меморандум о сотрудничестве в Арктике. Сотрудничество предполагает проведение совместных учений, оказание консультаций и обмен данными[33].
На сегодняшний день, военная активность НАТО в Арктике подтверждает высокую заинтересованность альянса в развитии всех необходимых сил и средств для возможного задействования в ходе военных и поисково-спасательных операций в регионе.
Ежегодно на севере Норвегии проводятся учения «Холодный ответ» (Cold Response). В 2009 г. по их сценарию вымышленное государство Нордланд заявило права на месторождения углеводородов, расположенные в территориальных водах небольшого демократического государства Мидланд. Вступление в конфликт союзников обеспечило победу и сохранение суверенитета над территорией[34].
По мнению отечественных экспертов, учения проводились для отработки защиты интересов Норвегии и других стран НАТО в Арктике. В 2012 г. в очередных учениях «Холодный ответ» участвовали свыше 16 тысяч военнослужащих из 15 стран НАТО и боевые корабли Великобритании, США, Канады, Нидерландов и Франции[35].
Под эгидой НАТО ежегодно проводятся учения саперов-взрывотехников у побережья Северной Норвегии – ЭОДЕКС (EODEX). В учениях участвуют специалисты из Норвегии, Швеции, Дании, Литвы, Эстонии, Германии, Нидерландов, Бельгии, Турции, США. Задачей учений является отработка действий в экстремальных погодных условиях[36].
Анализируя военно-политическую активность блока в Арктике необходимо уделить некоторое внимание деятельности арктических государств, входящих в его состав – Канады, Дании и Норвегии. Но, в первую очередь, конечно – США.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1712;