Север России в историческом отношении
Север России в историческом отношении. С момента выхода работы «Север России в военно-морском и коммерческом отношениях» в 1894 г. произошли разительные изменения на Русском Севере. Так еще в 1894 г. министр финансов Сергей Юльевич Витте посетил Екатерининскую гавань в Кольском заливе, после чего предложил императору Николаю II устроить здесь военно-морскую базу, а не в Либаве, которая была бы блокирована в случае войны с Германией, что в действительности и произошло в Первую мировую войну. В мемуарах Витте писал: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел»[9].
Ввиду того, что после смерти Александра III идея военного порта на Севере встретила возражение руководства военного и морского министерств, Витте решил ограничиться предложением строительства коммерческого порта. При этом С. Ю. Витте в своем докладе также выражал мнение о необходимости постройки железной дороги. В том же 1894 г. Министерство путей сообщения организовало изыскания трассы от Сороки до Кандалакши. Одновременно инженер Б.А. Риппас произвел предварительные обследования района севернее Кандалакши до Екатерининской гавани в Кольском заливе. Была собрана специальная правительственная комиссия для рассмотрения вопроса о проведении железной дороги на Мурман[10]. В результате было принято решение о строительстве железной дороги Вологда – Архангельск, которая была построена в 1898 г. Использование наряду с водным путем Северной Двины и железнодорожного транспорта привело к тому, что новые возможности для развития получил Архангельский порт.
Отчетная карта северной России. Публикуется по: Островский Д.Н. Путеводитель по Северу России (Архангельск. Белое м. Соловецкий мон. Мурманский бер. Новая земля. Печора). СПб.: Изд. Т-ва Архангельско-Мурманского пароходства, 1899. 145с.
В конце XIX – начале XX в. Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город также служил базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. Из Архангельского порта отправлялись, в частности, полярные исследовательские экспедиции В.А. Русанова и Г.Я. Седова.
Идея о строительстве железной дороги на Мурман становилась все более популярной, так в 1902 г. Николай II распорядился приступить к строительству дороги от Петербурга до Петрозаводска, выделив также кредит на дальнейшее строительство магистрали до Мурмана[11]. Однако из-за начавшейся русско-японской войны данное строительство не началось. Окончательное решение о строительстве железной дороги длиной 280 км от одной из станций Петербургско-Вологодской линии до Петрозаводска было принято только в 1913 г.
Вопрос о Мурманской магистрали встал уже в ближайшее время. Начавшаяся летом 1914 г. война в Европе превратилась в мировую, когда Россия в союзе с Антантой воевала против Германии, и присоединившихся к ней Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. Война быстро приняла широкомасштабный и долговременный характер, к которому Россия оказалась не готова. Страна стала испытывать острую нехватку вооружения, боеприпасов, медикаментов и обмундирования. Самостоятельно в короткое время Россия с этими проблемами справиться не могла. Поэтому правительство было вынуждено прибегнуть к закупке всего необходимого за границей, прежде всего, у союзников по Антанте – Англии и Франции.
Обычным путем доставлять закупленные материалы было невозможно. На западных границах проходил фронт, кратчайшие морские пути для связи с союзниками были заблокированы: на Балтийском море – Германией, а на Черном море – Турцией. Из других портов, Владивосток был слишком далеко от центра России, а бывший на Севере Архангельск не справлялся с объемом работ. Кроме того, зимой Белое море замерзало, и доставка грузов в это время года могла идти только с помощью ледоколов. Поэтому в 1915 г. при Управлении Архангельского торгового порта было открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. Это было трудоемким и дорогостоящим занятием.
Таким образом, для связей с союзниками требовался порт, наиболее приближенный к театру военных действий и соединенный с центром страны железной дорогой. Правительство России, наконец, обратило внимание на мурманское побережье Баренцева моря, которое зимой не сковывали льды. В начале 1915 г. правительство решило провести на Мурман, где должен был быть построен морской порт, железную дорогу. Было создано Управление для сооружения железной дороги Петрозаводск – Мурман (сокращенно – Мурманстройка) длина которой составляла 1054 километра. В итоге строительства 15 ноября 1916 г. Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию.
Процесс модернизации в Первую мировую войну затронул в целом весь Север, так как через северные порты: Архангельск и Мурманск шел основной поток снабжения русской армии, и наоборот, импортировалось множество грузов. На Русском Севере была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана, большую часть которой сосредоточил Мурман[12].
Революционные события 1917 г. на Европейском Севере России не отличались большой конфликтностью, тут не было острых социальных противоречий. При этом наибольшей активностью отличались недавно возникшие социальные группы – военные моряки, солдаты, а также рабочие, приехавшие на Север в годы войны, придерживавшиеся радикальных взглядов. Местных факторов для начала гражданской войны на Севере было недостаточно. Советская власть была признана, и политических сил, которые открыто могли ей противостоять, не было. Антибольшевистские силы могли действовать только в подполье, надеясь на поддержку внешних сил, той же Антанты, которая держала свою эскадру на Севере с 1915 г. Страны Антанты стремились предотвратить захват немцами огромных запасов, которые скопились в северных портах. Ввиду возросшего германского влияния в Финляндии, особенно после высадки там немецких войск, эти опасения имели основания. Кроме интересов, связанных с продолжавшейся мировой войной, союзники не оставляли и антибольшевистские планы.
После заключения 2 марта 1918 г. Мурманским Советом «словесного соглашения» с союзниками о помощи в борьбе с немцами, влияние Антанты все больше усиливалось на Кольском Севере. Однако, расширить сферу своего влияния на другие регионы мирным путем союзникам так и не удалось. Тем более, что в соседних северных регионах России, что касается ситуации первой половины 1918 г., можно было говорить скорее об усилении большевистского влияния. Советское государство, официально заявлявшее о разрыве отношений с союзниками, неофициально продолжало поддерживать связи с Антантой. Это определяло его политику как на Мурмане, так и в целом на Севере. Однако неудача в избранной стратегии, когда за восстанием чехословацкого корпуса большевистский центр увидел происки Антанты, резко изменила отношение к позиции мурманских властей, что и обусловило последующий разрыв их с Совнаркомом в конце июня 1918 года.
Большевики не смогли укрепить свою власть в Архангельске, и с помощью совместных действий антибольшевистского подполья и сил Антанты советская власть в Архангельске была свергнута. После образования антибольшевистского правительства в Архангельске в начале августа 1918 года мурманские краевые власти упорно отстаивали как существование Краесовета, так и автономию края. Если эсеры первоначально готовы были идти на некоторые уступки, но при обязательном вхождении в состав Северной Области, то после их ухода из правительства Северной Области, Краесовет был распущен.
Но даже после того, как на Мурмане были ликвидированы Советы, в Архангельске от власти были отстранены эсеры, правительство Северной Области на протяжении всего своего существования стремилось проводить политику так называемого «среднего курса». В области было восстановлено местное самоуправление, разрешалась корректная критика власти[13]. Появившийся в результате вооруженной помощи стран Антанты северный очаг антибольшевизма фактически отторгнул крайности политического экстремизма, став одним из самых спокойных в пространстве «белой» России.
Однако такая политика могла проводиться только в условиях внешней помощи. После эвакуации союзников осенью 1919 года произошло ужесточение власти белого режима. Из-за всеобщей мобилизации, воинские части Северной Области стали ненадежными, как из-за активной вражды мобилизованных к власти, так и из-за пассивности их поведения, что при усложнении положения было чревато падением белой власти, что и произошло, когда советские войска начали наступление в феврале 1920 года.
Когда белые на других фронтах терпели поражения, белая Северная Область также была обречена. 19 февраля 1920 года белые оставили Архангельск, а после получения известий об этом в Мурманске 21 февраля произошло восстание, в результате которого власть белых пала.
Таким образом, период гражданской войны 1918–1920 гг. на Русском Севере определялся не столько внутренними, сколько внешними факторами (Первая мировая война, германская и финская угрозы, вмешательство союзников, внешнеполитическая деятельность Советского правительства).
Революция 1917 г. также способствовала изменению административно-территориального деления Русского Севера. В марте 1918 г. пять северо-восточных уездов Новгородской губернии решили выделиться в отдельную Череповецкую губернию, а в апреле 1918 года пять северо-восточных уездов Вологодской губернии – в Северо-Двинскую губернию, что и было сделано в июне 1918 года[14].
После падения белогвардейской Северной Области в 1920 г. вдоль границы с Финляндией на части Олонецкой и Архангельской губерний, заселенных карелами, была образована Карельская трудовая коммуна, в дальнейшем преобразованная в 1923 г. в Автономную Карельскую ССР. В 1921 г. из восточных частей Архангельской и Северо-Двинской губерний РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян). Её административным центром стал Усть-Сысольск. В 1921 г. Мурманский уезд Архангельской губернии, оказавшийся отрезанным от Архангельска, стал Мурманской губернией, а с 1927 г. – Мурманским округом Ленинградской области. В 1929 г. был образован Северный край путём объединения Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерний и автономной области Коми (Зырян) с центром в Архангельске. После принятия 5 декабря 1936 года VIII-ым чрезвычайным съездом Советов СССР Конституции СССР, в соответствии со статьёй 22 Конституции Северный край был упразднён, а на его территории образованы Северная область и Коми АССР. Северная область просуществовала менее года и в 1937 г. была разделена на Вологодскую и Архангельскую губернии. В 1938 г. появилась Мурманская область.
Одним из последствий Советско-финляндской войны 1939–1940 гг. стало создание Карело-Финской Советской Социалистической Республики – союзной республики в составе СССР, которая просуществовала до 1956 г. и была преобразована в Карельскую Автономную ССР. Таким образом, после 1917 г. на Европейском Севере в первые десятилетия Советской власти происходило неоднократное перекраивание административно-территориальных границ.
После гражданской войны в Государственном плане электрификации России 1920 г. предполагалось превратить Европейский Север в индустриально развитый район за счет открытия и освоения здесь полезных ископаемых, строительства предприятий черной и цветной металлургии, химической и рыбной промышленности, электростанций. Что и начало активно осуществляться в годы первых пятилеток. Европейский Север изменился до неузнаваемости, став одним из индустриальных регионов СССР. Это привело к изменениям демографической ситуации, когда значительные массы людей оказались на Европейском Севере[15].
После начала Великой Отечественной войны, в отличие от Мурманской области, где не было сплошной линии фронта, и где враг был остановлен недалеко от границы, в Карелии противнику удалось значительно продвинуться. 25 июня 1941 г., после нападения Германии на СССР, Финляндия объявила о том, что находится в состоянии войны с СССР. Финляндские войска перешли в наступление в Карелии, заняв значительную ее часть к концу августа. Помимо возврата территорий, утраченных после поражения 1940 г., Финляндией на протяжении почти трёх лет была оккупирована советская территория, которая никогда не входила в состав Финляндии, хотя исторически часть её населения составляли финно-угорские народы. На оккупированных территориях был установлен режим террора, направленный против нефинноязычного населения. Из более чем 64 тыс. советских граждан, прошедших через финские концентрационные лагеря, по финским данным, умерло более 18 тыс. человек. В финские концлагеря было также помещено около 24 тыс. человек местного населения из числа этнических русских, из которых, по финским данным, около 4 тыс. погибло от голода.
Боевые действия между советскими и финляндскими войсками закончились 4 сентября 1944 года, когда вступил в силу приказ финского главного командования о прекращении боевых действий по всему фронту. Соглашение о перемирии было подписано в Москве 19 сентября. Финляндии пришлось принять следующие условия:
– возврат к границам 1940 года с дополнительной уступкой Советскому Союзу сектора Петсамо;
– сдача СССР в аренду полуострова Порккала (расположенного вблизи Хельсинки) сроком на 50 лет (возвращён финнам в 1956 г.);
– предоставление СССР прав транзита войск через Финляндию;
– репарации в размере 300 млн долларов США, которые должны быть погашены поставками товаров в течение 6 лет.
10 февраля 1947 года в Париже был подписан Мирный договор между Финляндией и СССР.
После освобождения северной Норвегии в ходе Петсамо-Киркенесской операции, встал вопрос о судьбе Шпицбергена, который по Парижскому трактату 1920 г. был признан под суверенитетом Норвегии. Нарком иностранных дел СССР Молотов в беседе с министром иностранных дел Норвегии Трюгве Ли в ноябре 1944 г. предложил остров Медвежий передать советской стороне, а Шпицберген сделать советско-норвежским кондоминиумом[16]. Правда, дальнейших шагов СССР в этом направлении не предпринял и, после вхождения Норвегии в НАТО, был вынужден довольствоваться нормами Парижского трактата о возможности других государств вести хозяйственную деятельность на норвежском Шпицбергене.
Как известно в 2010 г. Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг в Мурманске подписали российско-норвежское соглашение о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Россия фактически признала условия, изначально выдвигавшиеся норвежской стороной.
Послевоенное развитие Европейского Севера до 1991 г. продолжало вектор индустриального развития довоенного периода, с его упором на добывающую промышленность. Так, на территории Коми АССР и Ненецкого национального округа Архангельской области активно развивался Тимано-Печорский территориально-производственный комплекс, основанный на добыче нефти, газа и каменного угля.
Последние десятилетия на Европейском Севере характеризовались экономической стагнацией. Северный морской путь резко снизил грузоперевозки, атомный ледокольный флот во многом утратил свое значение. При том, что освоение Россией арктического шельфа откладывается, таяние арктических льдов приводит к тому, что использование Севморпути становится возможным и без ледокольного флота. Все чаще на международной арене говорят об интернационализации Севморпути. После подписания нашей страной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., произошел фактический отказ от границ полярных владений СССР, установленных Постановлением Президиума ЦИК СССР в 1926 г. Это видно и по российско-норвежскому соглашению 2010 г., которое ему противоречит.
Таким образом, современная ситуация в российской Арктике грозит изменением нынешнего баланса сил не в нашу пользу.
Д.А. Герасимов
Старший преподаватель
кафедры документоведения и административного права
филиала Российского государственного социального университета,
кандидат исторических наук
(г. Мурманск)
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 2162;