Центральная Европа после Тридцатилетней войны.
Историческое развитие германских государств с середины XVII в. значительно отличалось от истории Англии и Франции того же периода, уверенно вставших на путь централизации. Время от окончания Тридцатилетней войны в середине XVII в. до начала Французской революции конца XVIII в. было очень тяжелым в истории немцев.
24 октября 1648 г. в городах Мюнстере и Оснабрюкке (в Вест-фалии) мирные договоры между императором и депутатами сословий Империи, с одной стороны, Францией и Швецией - с другой, положили конец Тридцатилетней войне. Вестфальский мир - первая попытка установления в Европе нового времени мирных порядков - признавался основным законом на вечные времена для Священной Римской империи, гарантами которого становились Франция и Швеция. Гаранты укрепили за собой завоеванные в Империи территории. Было санкционировано владение королем Франции епископствами Мец, Туль и Верден, а также рядом территорий в Эльзасе и на Верхнем Рейне, тем самым был сделан важный шаг в продвижении Франции в направлении так называемых ее «естественных границ». Шведский король становился имперским князем, получал Переднюю (Западную) Померанию, архиепископство Бремен и т. д., т. е. Швеция контролировала устья важнейших рек Эльбы, Одера и Везера.
Священная Римская империя германской нации в результате Вестфальского мира продлила свое существование еще на полтораста лет. Но было произведено. некоторое изменение в ее составе: Швейцария и Нидерланды (Республика Соединенных Провинций) вышли из Империи и стали суверенными государствами. В Империю по-прежнему входили населенные не немцами испанские Нидерланды, Франш-Кон-те и т. д., на севере Шлезвига жили датчане, в Чехии (Богемии) и Моравии большинство населения составляли чехи и моравы, в Силезии проживали поляки и чехи, а в Каринтии и Крайне было много словен и т. д. Были урегулированы религиозно-правовые проблемы. Границы распространения католицизма и протестантизма устанавливались в основном по их существованию в так называемом нормальном (1624) году, и право князя на изменение конфессии ограничивалось этим годом. Кальвинизм, реформатская церковь, признавался третьей конфессией. Вводилась система паритета католиков и протестантов в имперских учреждениях. Религиозные вопросы в рейхстаге обсуждались католиками и протестантами отдельно и решения могли быть приняты только при их согласии.
Важное значение имели постановления о предоставлении князьям в Империи суверенитета, в том числе законодательных прав, права вооружения, что обеспечивало существование постоянных армий ж права заключения союзов между собой и с иностранными государствами. Тем самым входившие в Империю государства, несмотря на верховенство императора и общее законодательство, территориальные государства, как их называли, становились самостоятельными субъектами международного права. Действительно суверенными были лишь крупнейшие из них, которые впоследствии даже воевали друг с другом. Если некоторыми землями Империи владели иностранные государи (короли Франции, Швеции, а позднее и Англии, королем которой стал курфюрст Ганновера), то курфюрст Бранденбурга из дома Гогенцоллернов владел Пруссией, которая не входила в Империю; владелец земель Австрийского дома Габсбургов, король Богемии, был королем Венгрии, также не входившей в состав Империи. Таким образом, последняя представляла собой сообщество отдельных государств, соединенных некоторыми общими институтами и учреждениями, и в первую очередь кайзером (императором) - символом единства князей и государств. Император избирался коллегией духовных и светских курфюрстов во главе с Майнцким архиепископом. Император до конца существования Империи был, за редким исключением, представителем династии Габсбургов (Австрийского дома) и, следовательно, находился в Вене. Коллегия курфюрстов (совет курфюрстов) составляла первую курию, руководимую Майнцким архиепископом. Вторую курию составлял совет князей (светских и духовных), обладавших 100 голосами; а третью курию - совет городов, куда входили в конце империи представители от 51 имперского города. С 1663 г. рейхстаг из посланников князей постоянно заседал в г. Регенсбурге. В рейхстаге добиться единогласного решения всех трех курий было трудно. Решения рейхстага подлежали обязательному утверждению императора (который в рассмотрении важных вопросов часто отказывал) и только после этого становились законом. В XVIII столетия такими законами стали законы, которые регулировали проблемы цехов, учеников и подмастерьев, что, конечно, не являлось самой важной проблемой Империи. Центральными учреждениями Империи были: имперская придворная канцелярия, во главе с единственным имперским министром - вице-канцлером Империи, имперский придворный совет, имперская судебная палата. В Империи существовали более 300 светских и духовных княжеств, 51 имперский город и 1475 имперских рыцарей (во второй половине XVII в.), которые также считались «суверенами». Владения многих князей, в том числе и таких крупных, как курфюрст Бранденбурга, состояли из частей, разбросанных в Империи и за ее пределами.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2594;