Республика и протекторат
После установления республики левеллеры подвергли новый режим резкой критике. Лилберн опубликовал в первые месяцы 1649 г. два памфлета, оба - под красноречивым названием «Новые цепи Англии». Он упрекал парламент в том, что тот не дал народу истинных прав и свобод, не позаботился о его материальном благосостоянии, а превратился в своекорыстную, олигархическую клику. В самом деле, в парламенте после Прайдовой чистки заседало не более 100 человек, которые отнюдь не являлись народными представителями. Народ низведен до ничтожества, писал Лилберн, а между тем ему льстят, уверяя, что он - единственный источник справедливой власти. На самом деле вся реальная власть в стране передана Государственному совету, и его члены «будут иметь громадную возможность сделать себя абсолютными и безответственными». Левеллеры были правы: страной управляла верхушка Армии с Кромвелем во главе и несколько высокопоставленных юристов. Члены же парламента заботились прежде всего о своих личных и классовых выгодах.
Левеллерские призывы падали на благоприятную почву. Положение народа в результате войн и кризиса власти резко ухудшилось. В ремесле и торговле царил застой, многие тысячи людей разорились.
Работать было негде, толпы нищих оборванцев бродили по дорог, Три года подряд неурожаи подтачивали земледелие, хлеб дорожал скот падал. Сорокатысячная Армия висела на шее народа тяж ярмом. Налоги росли, церковная десятина продолжала взиматься, смотря на провозглашенную республикой свободу совести. Неуклонно ползли вверх цены на мясо, соль, свечи, ткани, уголь. Люди голодали.
Весной 1649 г. поднимается новое движение «истинных лев ров», или диггеров («копателей»). Народные низы - беднейшие крестьяне, безработные, поденщики, лишенные имущества в результате огораживаний и бедствий войны,- выдвинули требования имущественного равенства, обобществления земли и общего труда на ней, уничтожения эксплуатации. Вождем диггеров стал Джерард Уинстэнли, сын ланкаширского торговца. Весной 1649 г. он собрал на холме Св. Георгия в графстве Серри несколько десятков бедняков, которые начали обрабатывать пустовавшую землю и сеять на ней бобы, морковь и турнепс. Они призывали всех желающих присоединиться к ним и выражали надежду, что вскоре вся земля покроется такими самоуправляющимися трудовыми общинами.
Судьба этой первой примитивно-коммунистической колонии печальна: ее много раз разгоняли, диггеров побивали камнями. Хижины, которые они возводили, сжигались, посевы вытаптывались, людей и скот безжалостно избивали. После ряда потрав и перемещений колония была окончательно разгромлена весной 1650 г. Та же участь постигла и несколько других диггерских поселений, возникших в графствах Норсемптон и Кент.
Политически левеллеры решительно отвергли какую бы то ни было причастность к движению диггеров. В последнем варианте «Народного соглашения», выпущенном в мае 1649 г., они заявляли, что будущий парламент не должен «уравнивать состояния, разрушать собственность или устанавливать общность имуществ». Весной 1649 г. левеллеры, разуверившись в возможности добиться реформ конституционным путем, подняли восстание в Солсбери; отряды их выступили также в Оксфордшире и двинулись на соединение с восставшими. Кромвель и Ферфакс бросили против них лучшие силы своей кавалерии и в ночь с 14 на 15 мая разгромили непокорных. Та же участь постигла левеллерских повстанцев и в других полках. К осени левеллерское движение в Англии было полностью разгромлено. Были изданы карательные указы против рантеров и других оппозиционных народных движений. Поражение демократических сил революции в значительной мере сузило классовую базу республики, оттолкнуло от нее широкие массы народа - крестьянства, мелкобуржуазных и плебейских городских слоев и в конечном итоге привело ее к гибели.
Перед английской республикой с самого начала стояли задачи упрочения власти индепендентского джентри и буржуазии. Справившись с оппозицией, она должна была ликвидировать очаги роялистской угрозы в Ирландии и Шотландии. В июле 1649 г. Кромвель во главе своей Армии «железнобоких» отправляется на завоевание Ирландии. Ожесточенные тяжелыми походами, болезнями, недостатком продовольствия и несгибаемым сопротивлением местных жителей, Кромвель и его солдаты залили страну кровью. Они не щадили ни женщин, ни детей, ни священников. За несколько месяцев цветущая страна была разорена и повержена в нищету.
Завоевание Ирландии имело два важнейших результата. Во-первых, оно привело к разграблению ирландских земель и обогащению за их счет новых классов. Солдатам и офицерам вместо жалованья выдавали «обязательства» на наделы землей в Ирландии. Нуждаясь в деньгах, они за бесценок продавали эти бумажки предприимчивым скупщикам. В результате за счет ирландских земель сложился новый слой лендлордов, превратившийся в контрреволюционную силу и немало способствовавший впоследствии реставрации Стюартов. Во-вторых, ограбление Ирландии превратило народную революционную Армию в захватчиков и беспринципных наемников, охваченных жаждой наживы. Революционная инициатива народа была таким образом нейтрализована.
В то же время роялистская угроза отнюдь не была ликвидирована. Сын казненного Карла I был провозглашен в Шотландии королем всех трех государств. Карл II принял Ковенант и согласился на установление пресвитерианской церкви в Шотландии. Теперь английской республике угрожало вторжение с севера. Кромвелю с его Армией пришлось еще раз отвоевывать достижения революции. 3 сентября 1650 г. он разбил втрое превосходившие силы шотландцев при Денбаре, а ровно через год нанес им сокрушительное поражение при Вустере. Молодой король, лично командовавший боем, бежал. Шотландская армия была уничтожена полностью. Авторитет, слава и власть Кромвеля поднялись на небывалую высоту. Благодаря его победам английскую республику официально признали Испания, Германия, Швеция, Франция, итальянские города и заокеанские колонии.
Внутриполитическое положение республики, однако, оставляло желать лучшего. Страна была разорена, торговля и ремесло находились в упадке, земледелие тоже. Получившие полную свободу земельные собственники беззастенчиво грабили крестьян, и те разорялись, теряя скудные наделы и заработок. Вместо старых патриархальных лордов, бежавших в королевскую армию или за границу, появлялись новые господа, более циничные и корыстные; они с еще большей энергией огораживали поля, сгоняли крестьян с насиженных мест, и те пополняли огромную армию бродяг. Безработных было столько, что перед республикой вставал серьезный вопрос: как их прокормить и избегнуть их недовольства? Тюрьмы были полны несостоятельных должников. Законы не соблюдались или использовались во зло беззастенчивыми юристами, которые наживались на несчастьях разоренных людей.
Необходимо было провести реформу законодательства, добиться устроения церковных дел и, главное, установить в Англии новую конституцию. Было ясно, что нынешний парламент, который в народе презрительно именовали «охвостьем», давно никого не представляет и занят исключительно погоней за личным обогащением и выгодными должностями. Члены «охвостья», некогда революционные индепендентские лидеры, раздавали теперь друг другу земли, леса, угольные копи, конфискованные у роялистов ценности, монополии. Их главной задачей было сохранить и укрепить свою власть, умножить богатства. Они всячески старались продлить свои полномочия и выдвинуть такой проект избирательного закона, по которому все нынешние члены «охвостья» остались бы у власти на неопределенно долгое время.
В народе росло недовольство продажностью и бездействием правящей власти. Требования реформ раздавались и в Армии, и среди высшего офицерства. В этих условиях Кромвель еще раз решается на революционный шаг: 20 апреля 1653 г. он разгоняет парламент и назначает новый орган власти.
Малый, или Бэрбонский, парламент открыл свои заседания 4 июля 1653 г. Он состоял из 139 небогатых сквайров, лавочников, торговцев, выдвинутых местными религиозными конгрегациями из числа наиболее благочестивых и проникнутых проповедническим рвением своих членов. С простодушным усердием не искушенных в политике людей депутаты в первые же недели провели ряд важных реформ: назначили комитет для кодификации запутанного английского законодательства, отменили доставшийся в наследство от феодальных времен суд канцлера, заменили церковный брак гражданским, отменили жестокие казни. Они уничтожили право патроната, т. е. право лендлордов выставлять кандидатов на церковные должности, и тем самым вывели церковь из-под контроля собственников. «Святые», кроме того, принялись и за социально-экономические преобразования, и тут выказав себя радикалами: ликвидировали систему откупов при сборе податей; начали обсуждать принципы налогообложения, обнаружив намерение привести ее в соответствие с доходами населения. Они ставили вопросы о компенсации беднякам убытков, нанесенных огораживаниями, об отмене акцизов, ренты лендлордам и церковной десятины, правом на получение которой владели многие светские собственники земли.
Неудивительно, что деятельность парламента вскоре вызвала резкое недовольство правящей верхушки. Под давлением офицеров Малый парламент вынужден был самораспуститься. В декабре 1653 г. в Англии была принята новая Конституция - «Орудие управления». Согласно ей, Кромвель получал пожизненный пост лорда-протектора Англии, Шотландии и Ирландии и управлял совместно с парламентом 22
из 400 человек, который должен был избираться один раз в три года; сессия продолжалась не менее пяти месяцев. Избирать в него могли только люди, имевшие не менее 200 фунтов стерлингов - в земле или движимости. Это была цена значительно более высокой, чем даже при Стюартах. Избирательные округа были перераспределены в пользу городов и средних слоев населения - осуществилось то, чего требовали и Долгий парламент в начале своих заседаний, и «Главы предложений», и левеллерское «Народное соглашение». Исполнительная власть вручалась протектору и пожизненному Государственному совету из пятнадцати лиц, выдвинутых Советом офицеров. Сам протектор получал огромную власть: он назначал должностных лиц, командовал вооруженными силами, ведал международной политикой; законы не могли изменяться, налоги не могли вводиться без его согласия. По существу, в стране была установлена военная диктатура Кромвеля, который опирался на победивших в революции индепендентов-офицеров и широкие круги собственников, заинтересованных в стабильной государственной власти.
Политика протектората отличалась умеренностью и осторожностью. Были отменены все постановления Бэрбонского парламента. Подготовка реформы права передана в руки дипломированных юристов; церковная десятина сохранялась в неприкосновенности. Что касается проповедников, то для вступления в должность им полагалось представлять свидетельство о благочестии, подписанное тремя уважаемыми лицами. Была установлена веротерпимость, сектантов преследовали лишь за антиправительственные выступления.
Произошло полное присоединение Шотландии и Ирландии к Англии. Их парламенты были ликвидированы, и они отныне посылали в объединенную палату общин по 30 представителей. Таможенные барьеры уничтожались, повсюду вводились английское право, английская система судопроизводства и налогообложения. Население Ирландии принудительно выселялось из наиболее развитых и плодородных областей в суровые северо-западные графства; освобожденную таким способом землю получали английские солдаты и купцы.
Был заключен мир с Голландией: война, начатая при республике в связи с введением Навигационного акта (1651), который ограничивал права голландских купцов, закончилась победой Англии; были подписаны выгодные торговые договоры со Швецией, Данией, Португалией.
Парламент, собравшийся согласно новой Конституции, попытался урезать власть протектора и пересмотреть «Орудие управления». Проведенная Кромвелем чистка не помогла. Депутаты, как когда-то в Долгом парламенте, требовали расширения полномочий палаты, введения налогов только с ее согласия, передачи ей контроля над милицией, сокращения численности Армии, возврата к более широкому избирательному цензу - сорок шиллингов годового дохода. В парламент поступали петиции с требованием урезать власть протектора, распустить существующий законодательный орган и созвать «полный и свободный парламент» на основе «Народного соглашения». В результате Кромвель распустил и это собрание и стал править единолично. В ответ на недовольство широких масс народа, на отказы платить налоги, на петиции и письма он ввел в стране полицейский режим майор-генералов. Англия была разделена на одиннадцать округов, каждый из которых возглавлял правитель, ответственный за все: за милицию и налоги, за религию и нравственность, за судей и подсудимых. Он был обязан подавлять мятежи и восстания, обеспечивать безопасность от грабителей на дорогах, наблюдать за недовольными, пресекать всякого рода сборища, определять на работу бродяг, наказывать богохульство и ереси. Для исполнения этих обязанностей майор-генерал получал право управлять милицией и регулярными военными силами. Мелочному надзору подлежала даже личная жизнь граждан. Англия превратилась в угрюмую молчаливую страну, проникнутую духом подозрения и наушничества. Была введена цензура на все печатные издания, закрыты многие независимые газеты. Тюрьмы были переполнены.
Однако режим майор-генералов и содержание разветвленной полиции стоили больших средств, катастрофически рос финансовый дефицит правительства. А экономическая политика протектората была столь же реакционной, как и его полицейская система. Ордонансом 1656 г. феодальные повинности отменялись, но, как и в указе 1646 г., отменялись только для сквайров. Крестьяне же продолжали нести ярмо унизительных повинностей и платежей. Церковная десятина, символ собственнических прав, осталась в неприкосновенности. Возродилась практика откупов и раздачи монопольных прав. Огораживания продолжали расширяться.
В 1655 г. началась война с Испанией, что привело к росту финансового дефицита. Страна страдала от налогов, Сити отказывало правительству в займах. Армия не получала жалованья и громко роптала. В такой обстановке Кромвель был вынужден в сентябре 1656 г. созвать новый парламент. Главным решением его явилось предложение Кромвелю новой Конституции - «Смиренной петиции и Совета». Она устанавливала в Англии правление короля (его титул должен был принять Кромвель), палаты лордов и палаты общин, т. е. возвращала страну к дореволюционной форме правления. Кромвель после некоторых колебаний принял эту Конституцию, отказавшись, однако, от королевского титула: против него (титула) резко возражали офицеры. В остальном его правление приобретало все более традиционные формы.
Однако и после установления столь близкой к монархической Конституции правительству не удалось решить насущных социально-экономических проблем. Армия и флот по-прежнему истощали бюджет. Чудовищный финансовый дефицит постоянно увеличивался, государственный долг дошел до полутора миллионов фунтов стерлингов. Торговля и ремесла находились в плачевном состоянии. Безработица и обнищание народа достигли небывалых размеров. Социальная база протектората сужалась. Только личный авторитет Кромвеля спасал от мятежей и развала.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1993;