Изобразительное искусство и каллиграфия


Ислам, выступая за строгое единобожие, издревле боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной.


Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и мно­го общего. Условность в изображении места действия и персона­жей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством деталей. Позы действующих лиц отличают­ся выразительностью.

Наиболее популярные изображения:

1) сцены царских приемов;

2) пиров;

3) охот;

4) сражений. Придворные живописцы нередко служили одновременно

и придворными историками, сопровождавшими султана в воен­ных походах.

Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священ­ных надписей из Корана, хадисов, имен Аллаха и Мухаммеда. Свя­щенное слово Корана сопровождало мусульманина всю жизнь.

В мусульманской средневековой культуре Востока и Запада степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности и образованности человека. Вы­рабатывались различные почерки. В основе 6 стилей письма ле­жала система «уставного письма» — система пропорций, опреде­ливших соотношения вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке.

Орудием письма служило тростниковое перо — «калам», спо­соб очинки которого зависел от избранного стиля и традиций шко­лы. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бума­га, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60-х гг. VIII в. Листы покрывали крахмальным клейсте­ром и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плот­ной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — четкими, яркими и блестящими.

В целом изобразительное искусство было ковровым, его ха­рактерными чертами были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудоч­но и подчинено мусульманской символике.


Архитектура ислама

Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектураразвивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать расти­тельными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орна­мент — европейцы его называли арабеска — был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Главное место в постройке городов заняли культовые соору­жения — мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая ме­четь служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью.

Отличительными чертами любой мечети с конца VII — начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой про­возглашали призыв к молитве.

Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мав­ританское искусство.

Мавританское искусство — это условное название художест­венного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитек­туре. Жемчужина мавританского зодчества XIII—XIV вв. — Аль­гамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В осно­ве композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные чер­ты — хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 398;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.