Особенности культуры Возрождения


Возрождение (франц. renaissance — «ренесанс») — явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Евро­пы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения — это эпоха больших эко­номических и социальных преобразований в жизни многих госу­дарств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедея­тельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техни­ки, великие еографические открытия, перемещение торговых пу­тей и появление новых торговых и промышленных центров су­щественно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был ин­дивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возни­кает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Еще одна интересная черта: явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Сред­невековье еще влияло на образ жизни людей, поэтому городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир че­ловека. Мастеров привлекала психологическая глубина и личност­ные особенности человека.

2. Наука, литература и общественная мысль

В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:

1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);

2) медицине (Ф. Парацельс и др.);


3) математике (Дж. Кардано и др.);

4) географии;

5) геологии;

6) зоологии;

7) ботанике и др. Появились работы по истории (Бруни, Макиавелли и др.).

В эпоху Возрождения окончательно формируются языки:

1) итальянский;

2) французский;

3) английский;

4) немецкий.

Возникает литература на этих языках, латынь же в XVI в. посте­пенно перестает быть живым языком.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечата­ния, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом.

Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте.

Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:

1) Данте Алигьери (1265—1321);

2) Джованни Боккаччо (1313—1375);

3) Франческо Петрарка (1304—1374).

По характеру творчества, тематике, жанрам все эти авторы аб­солютно разные. В истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с конкретным произведением: Данте — с «Бо­жественной комедией», Боккаччо — с «Декамероном», Петрарка — со стихами, посвященными Лауре.

Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавел­ли (1469—1527) — политический деятель позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469—1536) — писатель, филолог, философ, бо­гослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрож­дения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара и других пи­сателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов.

Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547—1616), Лопе де Вега (1562—1635) и другие


были свойственны глубокое национально-историческое содер­жание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Анг­лии также наблюдался величайший взлет литературного твор­чества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564—1616).

Уже в период Высокого Возрождения европейская литерату­ра переживала упадок. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском Реформации, высту­павшей против «язычества» культуры Возрождения.

Живопись

Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изоб­разительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.

В искусстве итальянского Возрождения господствующее место занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрес­ки — по сырой штукатурке писали красками (итал. fresco — «све­жий»).

Проторенессанс (XIII — начало XIV вв.) — реддверие Воз­рождения — дал миру Джотто да Бондоне (1266/76—1337) — основоположника европейской живописи, родоначальника реа­лизма.

Раннее Возрождение (конец XIV—XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:

1) Мазаччо (1401—1426);

2) Донателло (1386—1466);

3) Сандро Боттичелли (1445—1510) и десятками других вы­дающихся художников, полотна которых украшают музеи мира. Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением.

Характерные черты реализма итальянского Возрождения:

1) классическая ясность;

2) человечность образов;

3) их пластическая сила;

4) гармоническая выразительность.

Высокое Возрождение освещает творчество двух великих ти-танов,гениальных художников — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Величайшим художником эпохи Возрождения был Ти­циан Вечеллио (1476/77—1576). Кисти Тициана принадлежат тво-140


рения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета. Его картины: «Лежащая Венера», «Даная», «Ве­нера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Се­бастьян», «Пьета».



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 450;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.