Быт и нравы мусульман. Шариат


Основной источник мусульманского вероучения — Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского веро­учения — Сунна — примеры из жизни Мухаммеда как образец ре­шения религиозных социально-политических проблем. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному вопросу. Через откровение, знамения и имена человек может лишь частично постичь смысл божественного в ми­ре, и мусульманин обязан верить в это. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма).

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назида­тельных рассказов и притч, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусуль­манского общества. В соответствии с этими предписаниями


и строятся семейные, правовые, имущественные отношения му­сульман. Важнейшей частью ислама является шариат — свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламен­тирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Традиционные нормы поведения восточного общества соче­тались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульма­не очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

Наука. Литература. Арабский язык

Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисципли­нам развиваются:

1) грамматика;

2) математика;

3) астрономия.

Их развитие происходило в процессе тесных контактов му­сульман с другими восточными культурами:

1) сирийской;

2) персидской;

3) индийской. Основные научные достижения арабских ученых относятся

к эпохе Средневековья.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов тригонометрии, вычислил таблицу синусов, ввел понятие секанса и косеканса. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру». Он также успешно занимался пробле­мой иррациональных и действительных чисел. В 1079 г.он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Араб­скую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины. Абу Бакр, известный багдадский хирург, дал класси­ческое описание оспы и кори, применял прививки. Арабская фи­лософия во многом развивалась на базе античного наследия.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII—VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений, а существовало множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Наиболее известным историком XIV—XV вв. был Ибн-Халдун, первый из арабских историков, попытавшийся


создать теорию истории. В качестве главного фактора, опреде­ляющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых. На рубеже VIII—IX вв. была составлена арабская грамматика, кото­рая легла в основу всех последующих грамматик. Арабская пись­менность расценивается как величайшая культурная ценность.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Басра. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан Дом науки — своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки. Уже в X в. во многих городах появи­лись средние и высшие мусульманские школы — медресе. В X— XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знако­вая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048— 1122), персидскому поэту, ученому, его стихи:

1) философские;

2) гедонические;

3) вольнодумные рубаи. В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь

мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синдбада-морехода и др. Восто­коведы считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилиза­ции. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давле­ние на естественные науки. Обычной практикой стало публич­ное сожжение книг.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 357;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.