Б. Тератогенные: Врождённые дефекты
Бластоматозные эффекты
В. Генетические: Доминантные мутации
Наведённые генетические эффекты
Дефекты, обусловленные действием на хромосомы
В развитии отдалённых последствий радиационных поражений различают три периода:
І – с 30-го по 100-й день – инфекционные осложнения, главным образом пневмонии, гнойный плеврит, миокардиты.
ІІ – 100-300 дней – нарастающие анемия и кахексия.
ІІІ – 300-450 дней – выраженная анемия, подкожные опухоли, склеротические процессы в органах.
Снижается плодовитость животных вплоть до полной стерильности, резко снижается половая потенция, повышается чувствительность к различным веществам, в т.ч. органическим ядам. Резко снижается жизнеспособность потомства.
6.4. Лучевые ожоги кожных покровов у животных
При внешнем воздействии радиации в зависимости от вида излучений и их проникающей способности развивается либо лучевая болезнь, либо поражение кожных покровов - лучевые ожоги. Так, внешнее облучение бета- и особенно альфа-частицами, слабо проникающими в ткани, вызывает главным образом поражение кожи, а рентгеновскими и гамма-лучами или нейтронами, обладающими большой проникающей способностью, - чаще общее поражение в виде лучевой болезни. Разнообразны лучевые поражения кожи, в частности лучевые ожоги, которые могут комбинироваться с лучевой болезнью.
Лучевые ожоги у животных возникают при воздействии больших количеств радиоактивных веществ, оседающих после ядерных взрывов.
Подобные ожоги кожных покровов наблюдали вблизи атомных полигонов в штате Невада (США) в 1945 г. у сельскохозяйственных животных, оказавшихся на пути движения радиоактивного облака наземного атомного взрыва. За 11 коровами наблюдения велись 15 лет, а за одной - почти 20 лет. Общее состояние коров оставалось удовлетворительным и они ежегодно приносили здоровых телят.
Через 5 месяцев после взрыва в штате Невада (США) в 1945 г. у сельскохозяйственных животных не выявили отклонений, и только у старых коров впоследствии появилась незначительная лейкопения. Кожа спины от выйной области до крестца была депигментирована, сухая (атрофия сальных желез), покрыта редкими седыми волосами или оголена, лишена упругости и подвижности. Здесь развился гиперкератоз в форме плоских или бородавчатых выростов, выступающих до 3...4 см над измененной кожей. В подлежащей подкожной клетчатке и мышцах, а также во внутренних органах изменений не было.
При равных условиях наибольшие поражения кожи возникают у животных с коротким и редким волосяным покровом (например, у свиней), и, наоборот, у животных с густым и длинным шерстным покровом (овцы) радиоактивные вещества не контактируют непосредственно с кожей, в результате повреждающий эффект альфа- и бета-излучений проявляется крайне слабо и то только в поверхностных (эпидермальном и эпидермопилярном) слоях кожи.
При облучении всего кожного покрова поражения развиваются раньше и протекают более тяжело в местах нежной и слабо защищенной волосяным покровом кожи - в области вымени, половых органов, сгибательной поверхности суставов, межкопытцевой щели и др.
Бета-ожоги со стойкими трофическими изменениями чаще бывают в области головы и вдоль позвоночника, а на участках тела со слаборазвитой подкожной клетчаткой (ушные раковины, хвост и т. д.) обычно развиваются некрозы.
Степень поражения различных участков кожи зависит от условий, при которых животное подвергается бета-облучению. Так, при наличии радиоактивного облака радиоактивные вещества, оседая, попадают в основном на спину, поясницу, круп и голову, где преимущественно развиваются бета-поражения кожи. Когда же радиоактивные осадки выпали, то при прогоне животных по данной местности или пастьбе пыль попадает на нижние части конечностей, живот, слизистую оболочку рта, носовых отверстий и конъюнктиву.
Наиболее тяжёлые радиационные поражения животных за счет внешнего лучевого воздействия радиоактивных веществ возникают в первые две недели после выпадения местных радиоактивных осадков. При этом особенно опасно пребывание на загрязненной территории первые два дня, в течение которых животные могут быть облучены большой дозой радиации.
Установлено, что если суммарную дозу внешнего облучения, полученную животными в результате длительного пребывания на радиоактивном следе со дня его формирования, принять за 100 %, то на долю облучения в первые двое суток приходится 65 %. Это обусловлено наличием в радиоактивных выпадениях молодых продуктов ядерного деления - короткоживущих радиоактивных изотопов. Поэтому радиоактивность местности быстро снижается и острые радиационные поражения кожи у животных, оказавшихся на следе радиоактивного облака, через две недели и более после выпадения радиоактивных веществ бывают редко. Со временем на местности остаются только долгоживущие радиоактивные изотопы, среди которых для животных и человека наиболее опасны 90Sr и 137Cs.
Бета-излучения вызывают специфическое поражение кожи и слизистых оболочек, которые принято называть бета-ожогами. По клиническому проявлению и течению они принципиально отличаются от термических и химических ожогов. Радиационные ожоги болезненны, патоморфологические изменения в пораженной коже развиваются постепенно, процессы репарации (восстановления) протекают вяло.
При смешанном бета-гамма-облучении местные радиоактивные поражения могут протекать на фоне лучевой болезни.
В клиническом течении ожогов, вызванных бета-излучением, различают четыре периода: І - первичной реакции, ІІ - скрытый, ІІІ - острой воспалительной реакции и ІV – восстановления.
По тяжести поражения, которая зависит от дозы поглощенной энергии, различают четыре степени: легкая - при дозе до 5 Гр, средняя - 5...10 Гр, тяжелая - 10...30 Гр, крайне тяжелая - более 30 Гр.
Первый период в зависимости от дозы бета-облучения проявляется через несколько часов и даже суток и продолжается до 2...3 сут. Наиболее ярко он выражен у слабо защищенных волосяным покровом и с депигментированной кожей животных в виде гиперемии и отека пораженных участков. Места поражения болезненны и зудят, поэтому животные их расчесывают и разгрызают.
Второй период в зависимости от дозы облучения длится от нескольких часов до двух недель. Он характеризуется повышенной потливостью и зудом пораженных участков.
Третий период - выраженной воспалительной реакции кожи. В зависимости от степени поражения она неоднозначна.
Легкая степень поражения проявляется умеренной эритемой, а затем незначительной эпиляцией и шелушением поверхностных слоев эпидермиса. При облучении слизистых оболочек развиваются гиперемия и отек.
При средней степени острое воспаление длится З...4 недели и сопровождается повышением температуры тела. Оно характеризуется выраженной болезненностью, гиперемией, отеком поврежденной кожи и развитием эрозий. Восстановление пораженных участков кожи медленное с явлениями атрофии, длительное время сохраняется болевая реакция.
Тяжелая степень поражения проявляется резко выраженными воспалительной реакцией (гиперемия, отек кожи) и болевым синдромом. Образуются пузыри, по внешнему виду сходные с пузырями термических ожогов. Быстро появляются эрозии и язвы. Одновременно развиваются общие клинические изменения - повышается температура тела, увеличиваются региональные лимфоузлы, ухудшается или пропадает аппетит. В крови выявляются нейтрофильный лейкоцитоз, моноцитоз, эозинофилия, тромбоцитоз, ретикулоцитоз, ускоряется СОЭ. В сыворотке крови уменьшается количество белков, липидов и повышается содержание калия и воды. Часто развиваются признаки общей интоксикации.
При крайне тяжелой степени ожога бета-излучением все признаки острого воспаления и общей реакции организма очень сильно выражены; скрытый период составляет 1...3 дня. Развиваются глубокие гнойно-некротические процессы с выраженной длительной общей интоксикацией и нарушением всей нейро-регуляторной системы.
Четвертый период - восстановление. При легкой степени процесс заканчивается полным выздоровлением через 1...2 мес, при средней - через 3...4 мес, однако у последних еще длительное время наблюдаются атрофия кожи и повышенная болевая реакция. При тяжелых поражениях язвы заживают медленно - от нескольких месяцев до нескольких лет - по типу трофических язв с разрастанием рубцовой ткани (келоидов) и гиперкератоза. Образовавшийся эпителиальный покров часто изъязвляется; появляются рецидивирующие некрозы. Возможны злокачественные перерождения тканей.
Диагностика лучевых ожогов основывается на анализе данных анамнеза (величина и характер загрязненности территории радиоактивными веществами, время пребывания на ней животных), степени загрязнения кожного покрова радиоактивными веществами и характерных клинических признаков.
По сравнению с обычными термическими ожогами при лучевых поражениях кожи сроки появления реакции и заживления увеличиваются примерно в 4...7 раз и характерно не только длительное, но и рецидивирующее течение.
Прогноз зависит от выраженности процесса и общей площади пораженной кожи. При ожогах легкой и средней степени с поражением до 5 % поверхности тела он благоприятный, а при глубоких и обширных поражениях (более 10 % поверхности тела) - неблагоприяный. Лечить животных с такими ожогами экономически нецелесообразно.
Лечение состоит из ветеринарно-санитарной обработки кожных покровов, направленной на как можно раннее удаление радиоактивных веществ в целях снижения степени лучевого поражения, и лечебных мероприятий.
Применяется механическое удаление с шерстного покрова и кожи радиоактивных веществ при помощи веников, щеток, пылесосов, позволяющее снизить загрязненность отдельных участков тела до 25 % (спина, круп), тогда как радиоактивность других частей (бока, конечности) снижается меньше за счет повторного оседания очищаемой радиоактивной пыли, и влажная обработка с применением моющих средств, что значительно эффективнее.
При массовой обработке животных нужно учитывать не только эффективность удаления радиоактивных веществ, но и доступность способов мойки и моющих средств. Самым практичным и доступным способом является обмывание животных водой с мылом при помощи щетки-душа. Водой удается удалить с кожного покрова животных большую часть радиоактивных веществ. Правда, жировые мыла имеют недостаток: при их применении наибольший эффект дезактивации достигается при высокой температуре воды.
Из синтетических моющих средств используют 0,3%-ный водный раствор препаратов СФ-2 или СФ-2У, смесь водных растворов - 0,3%-ный раствор ОП-7 или ОП-10 и 0,7%-ный раствор гексамета-фосфата натрия, сапонины, зеленое мыло и др.
После ветеринарной обработки животных подвергают дозиметрическому контролю. При наличии радиоактивности выше предельно допустимого уровня животных возвращают на повторную обработку.
Лечебные мероприятия проводят с учётом общего состояния животного, степени лучевого поражения и периода болезни. Они направлены на снятие возбуждения животного, болевого синдрома, зуда кожи, предотвращение развития отёка. Местно назначают препараты, способствующие отторжению мёртвой ткани, стимулирующие регенеративные процессы и предупреждающие развитие инфекции. При образовании пузырей, а в последующем мокнущей поверхности применяют мазевые повязки (синтомициновую и стрептоцидовую эмульсии, мacлянo-бaльзaмическую мазь Вишневского, мазь Конькова, бальзам Шостаковского и др.). Для ускорения регенерации назначают курс стимулирующей терапии - повторные переливания крови, тканевые подсадки, введение биостимуляторов (алоэ, стекловидное тело). В целях детоксикации организма внутривенно вводят 40%-ный раствор гексаметилентетраамина с кофеином.
Обширные ожоговые поверхности после отторжения мертвых тканей покрывают защитными биологическими плёнками, которые не только предотвращают инфицирование ожоговых участков, но и стимулируют регенеративные процессы.
В качестве общей противосептической тepaпии назначают антибиотики.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1930;