Особенности заживления ран на фоне лучевой болезни
В начальном и скрытом периодах лучевой болезни динамика раневого процесса мало чем отличается от обычных ран. При легкой и средней степени лучевого поражения раны могут зажить до развития клинических признаков лучевой болезни.
В ранах, заживающих первичным натяжением, угнетающее действие облучения на процессы регенерации проявляется значительно слабее, чем при заживлении вторичным натяжением. Вместе с тем при острой лучевой болезни заживление защитных кожно-мышечных ран характеризуется более широкой зоной некроза, слабым развитием демаркационного вала, выраженным отеком тканей, мелкими и крупными кровоизлияниями в них в первые две недели и задержкой сращения краев раны на 3...5 сутки. Образующийся рубец обладает малой прочностью, в результате чего могут наблюдаться расхождение краев раны, изъязвление и нагноение.
При заживлении ран по вторичному натяжению в первой фазе раневого процесса (биологического очищения) в период разгара лучевой болезни средней и тяжелой степени наблюдаются угнетение воспалительной реакции, медленное развитие лейкоцитарной реакции, слабая экссудация, замедление отторжения некротизированных тканей и появление вторичных очагов некроза. Вследствие повышенной кровоточивости, обусловленной ломкостью сосудистой стенки капилляров и снижением свертываемости крови, свойственной лучевой болезни, в ране обнаруживаются гематомы, возникают трудно останавливаемые кровотечения. Общая и местная лейкопения, снижение фагоцитоза и выработки иммунных тел - бактериолизинов, антитоксинов, агглютининов и т.п., а также обилие некротизированных тканей способствуют развитию тяжело протекающей раневой инфекции. Раны нагнаиваются, нередко развиваются гнойные затеки, околораневые флегмоны и абсцессы, увеличиваются частота и тяжесть осложнений анаэробной инфекцией. В возникновении этих осложнений большое значение имеет не только экзогенная, но и эндогенная инфекция (аутоинфекция). Все это является частой причиной гибели пострадавших животных от ранений, сочетающихся с лучевой болезнью.
Во второй фазе раневого процесса репаративные явления резко подавлены. Отмечается медленный рост бледных или синюшных, легко кровоточащих грануляций; созревание их резко задерживается. Вместе с этим замедляется или прекращается эпителизация, что приводит к образованию длительно не заживающих ран, напоминающих трофические язвы. Образующиеся рубцы часто некротизируются и изъязвляются.
По данным ряда авторов, в ранах мягких тканей экспериментально облученных собак только к 6...7-му дню в отдельных участках появляются бледно-розовые грануляции. К 11...12-му дню вся раневая поверхность покрывается крупнозернистыми синюшными грануляциями. К 13...15-му дню с наступлением выраженных клинических признаков лучевой болезни в ранах отмечаются участки некроза, раневые поверхности покрываются серым налетом и, несмотря на лечение антибиотиками, издают гнилостный запах. В ранах возникают обширные геморрагии, гематомы и глубокие некрозы, протекающие на фоне резкого подавления воспалительной реакции. Таким образом, в разгар лучевой болезни ухудшается течение раневого процесса, появляется рост патологических грануляций, отмечается их некроз, прекращается или сильно подавляется регенерация эпидермиса.
В период разрешения лучевой болезни заживление ран постепенно нормализуется.
Лечение. При комбинированных лучевых поражениях лечение должно быть комплексным. В случае поражения большого количества животных следует предусматривать не индивидуальное лечение, а методы массового оказания помощи, которые должны включать противошоковые мероприятия, профилактику раневой инфекции и кровотечений, возможно раннее лечение лучевого поражения.
Противошоковые мероприятия должны быть направлены на устранение источника болевого раздражения, нормализацию сердечной деятельности и функции нервной системы, восстановление гемодинамики и борьбу с токсемией и нарушениями обмена веществ.
Для профилактики шока необходимо устранить причину возбуждения и улучшить сердечную деятельность. С этой целью осуществляют тщательное местное обезболивание, а также новокаиновые блокады симпатической нервной системы с учетом локализации патологического процесса и регионарной вегетативной иннервации. При ранениях в области головы делают новокаиновую блокаду краниального симпатического узла, при локализации в области грудных конечностей, грудной клетки - нижнего шейного или звездчатого узла, а брюшной полости, половых органов - чревных нервов и пограничных симпатических стволов по В. В. Мосину или паранефральную блокаду.
Для однократной эпиплевральной или паранефральной блокады количество 0,25...0,5%-ного раствора новокаина определяют из расчета 1 мл на 1 кг массы животного. Можно рекомендовать внутривенные введения растворов новокаина.
В зависимости от клинических показаний после осуществления указанных мер необходимо ввести внутривенно одну из противошоковых жидкостей (Асратяна, Попова, Полосухина), прописи которых имеются в ветеринарных рецептурных справочниках. Для улучшения сердечной деятельности инъецируют кофеин.
В целях профилактики вторичного шока, дезинтоксикации, выведения токсинов из организма и уменьшения проницаемости капилляров и клеточных мембран целесообразно вводить внутривенно гексаметилентетрамин с хлоридом кальция и кофеином. Одновременно обеспечивают хорошее дренирование и по возможности полностью удаляют мертвые ткани из раны.
Первичную хирургическую обработку ран и все необходимые хирургические вмешательства следует осуществлять как можно раньше, т. е. до разгара лучевой болезни. Хирургическую обработку проводят по общим правилам, но при этом тщательно удаляют некротизированные ткани, инородные тела, останавливают кровотечение, затем накладывают швы. В тех случаях, когда наложение первичного шва невозможно, полноценная первичная хирургическая обработка способствует быстрейшему очищению и заживлению раны.
В целях профилактики раневой инфекции следует применять антибиотики (биомицин, стрептомицин, пенициллин и др.) местно и парентерально.
Что касается применения сульфаниламидных препаратов для профилактики инфекции при комбинированных лучевых поражениях, то, по данным ряда авторов, рекомендовать их следует лишь в особых случаях, так как они угнетающе действуют на лейкоцитоз. Между тем имеются отдельные исследования, которые показывают не только возможность, но и необходимость их применения при некоторых формах лучевых поражений.
Последующее лечение ран и осложнений проводят по общим правилам хирургии.
Ввиду замедленного срастания тканей и во избежание расхождения краев раны швы снимают не ранее 12... 15-го дня.
В разгар лучевой болезни оперативное вмешательство можно осуществлять только при крайней необходимости: вторичные кровотечения, распространенные некрозы, гнойные затеки, флегмоны и т. д. Общий наркоз в этих случаях противопоказан.
В период первичной реакции организма на лучевую травму назначают внутривенно 40%-ный раствор гексаметилентетрамина 3.. .4 раза в сутки из расчета сухого вещества 5... 10 г для крупного рогатого скота и лошадей, 2,5 г для овец и свиней и 0,5...1 г для собак.
Чтобы повысить защитные функции организма и ограничить кровоточивость из поврежденных сосудов, переливают кровь малыми дозами и внутривенно вводят хлорид кальция.
В разгар лучевой болезни лечебные мероприятия должны быть направлены на стимуляцию гемопоэза. Для этого рекомендуют применять витамин В12 в комбинации с фолиевой кислотой, камполон, лейкоген, антианемин. Терапевтический эффект достигается тем выше, чем раньше после облучения произведены лечебные мероприятия.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 3283;